МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская средняя общеобразовательная школа" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета директор МБОУ «Ординская СОШ» Протокол №1 от «28» августа 2024г. Сарапульцева О.Н. _________________ приказ № 341 от «28» августа 2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки природы» (общеинтеллектуальное направление) для 4 –а класса на 2024-2025 учебный год Составитель: Осетрова Алевтина Анатольевна, учитель начальных классов Орда, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 4 классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предмету «Окружающий мир», расширяя и обогащая его. В четвертом классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Знатоки природы» отводится 34 часа (1 час в неделю при 34 учебных неделях). Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся: - выявлять признаки живого организма, характерные для человека; - моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; - устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка; - оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.; - анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане; - описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности; - составлять рассказ-описание о странах-соседях России; - различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»; - соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе; - называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры; - различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя президента современной России; - описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного); - называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться: - применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки; - различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение; - раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины с указанием форм организации урока и основных видов учебной деятельности Тематический блок (раздел) Колво часов Содержание учебного предмета, курса, дисциплины по тематическим блокам Формы организации уроков с указанием количества часов Основные виды учебной деятельности 12 ч. Явления и объекты живой и неживой природы. Полезные ископаемые. Существенные признаки объектов живой и неживой природы. Внешний вид животных. Прогноз погоды. Условные обозначения. Охрана окружающей среды. Сравнение объектов живой и неживой природы. Классификация объектов живой и неживой природы. Органы чувств человека. Правила личной гигиены. Взаимосвязи в живой и неживой природе. Организм человека – система внутренних органов. Урок-игра, уроквикторина, урок-диалог, проверочная работа. Слушание объяснений учителя и одноклассников, участие в групповой работе, изучение учебного текста, ответ на вопросы, просмотр и обсуждение учебных фильмов, объяснение наблюдаемых явлений, анализ проблемных ситуаций, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Урок-игра, уроквикторина, урок-диалог, проверочная работа. Урок-игра, уроквикторина, урок-диалог, проверочная работа. Слушание объяснений учителя и одноклассников, участие в групповой работе, изучение учебного текста, ответ на вопросы, просмотр и обсуждение учебных фильмов, объяснение наблюдаемых явлений, анализ проблемных ситуаций, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. № п/ п 1 Человек Природа. и 2 Наша Земля на глобусе и карте 2 ч. Карта полушарий. Глобус, карта, схема. 3 Правила безопасной жизни 5 ч. 4 Человек и общество. 3 ч. Правила поведения на природе. Наблюдения и опыты. Правила поведения в лесу. Сохраним своѐ здоровье. Первая медицинская помощь при травмах Государственная символика. Москва – столица нашей Родины. Отличия исторических фактов от вымысла. Урок-игра, уроквикторина, урок-диалог, проверочная 5 Люди и профессии. 3 ч. 6 Из жизни животных и растений. 8 ч. 7 Обобщающий урок Всего 1 работа. Материалы и Урок-игра, инструменты. Состав урокпредметов. Профессии викторина, людей. Изобретения урок-диалог, проверочная людей. Лента времени. работа. Животные природных зон. Урок-игра, Заповедники. Регион, в уроккотором ты живешь. В викторина, мире насекомых. урок-диалог, Животные в загадках. проверочная Удивительные работа. превращения в природе. Почва. Водоемы и их обитатели. Обобщение ранее изученного. Слушание объяснений учителя и одноклассников, участие в групповой работе, изучение учебного текста, ответ на вопросы, просмотр и обсуждение учебных фильмов, объяснение наблюдаемых явлений, анализ проблемных ситуаций, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. 34 Календарно – тематическое планирование № Наименование разделов, тем уроков 1 четверть Человек и Природа. 1 Вводное занятие. Кол-во час. 8 ч. 1 Явления и объекты живой и неживой природы. 2 Полезные ископаемые. 1 3 Существенные признаки объектов живой и неживой природы. 1 4 Внешний вид животных. 1 5 Прогноз погоды. Условные обозначения. 1 6 Охрана окружающей среды. 1 7 Сравнение объектов живой и неживой природы. 1 8 Классификация объектов живой и неживой 1 природы. 2 четверть Наша Земля на глобусе и карте 1 ч. 9 Карта полушарий. 10 Правила безопасной жизни Правила поведения на природе. 11 Наблюдения и опыты. 1 2 ч. 1 1 1 ч. Наша Земля на глобусе и карте 12 Глобус, карта, схема. 1 Человек и Природа. 3 ч. 13 Органы чувств человека 1 14 Правила личной гигиены. 1 15 Взаимосвязи в живой и неживой природе. 1 16 Человек и общество. Государственная символика. 3 ч. 1 3 четверть 17 Москва – столица нашей Родины. 1 18 Отличия исторических фактов от вымысла. 1 1 ч. Человек и Природа. 19 Организм органов. человека – система внутренних Правила безопасной жизни 1 3 ч. 20 Правила поведения в лесу. 1 21 Сохраним своѐ здоровье. 1 22 Первая медицинская помощь при травмах 1 Люди и профессии. 3 ч. 23 Материалы и инструменты. Состав предметов. 1 24 Профессии людей. 1 25 Изобретения людей. Лента времени. 1 Из жизни животных и растений. 26 Животные природных зон. 8 ч. 1 4 четверть 27 Заповедники. 1 28 Регион, в котором ты живешь. 1 29 В мире насекомых. 1 30 Животные в загадках. 1 31 Удивительные превращения в природе. 1 32 Почва. 1 33 Водоемы и их обитатели. 1 34 Обобщение ранее изученного. 1 ч. Обобщение ранее изученного. 1