МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская средняя общеобразовательная школа" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета директор МБОУ «Ординская СОШ» Протокол №1 от «28» августа 2024 г. приказ № 341 от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «ЮПР » 1- 4 класс Орда 2024 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Современная быстро развивающаяся система образования, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности. Программа курса спортивно-оздоровительного направления«Час здоровья» в 5 - 9 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и концепцией физического воспитания. Программа «Час здоровья» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей. Курс введѐн в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного направления. Программа курса спортивно-оздоровительного направления«Час здоровья» в 5 9 классах разработана на основе программы основного общего образования по физической культуре (Рабочие прграммы. Предметная линия учебников М.И. Виленского, В.И. Ляха. 5 – 9 классы./В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2012.). Цели и задачи реализации программы Цель программы курса спортивно-оздоровительного направления 2 «Час здоровья» является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Образовательный процесс учебного курса «Час здоровья» в основной школе направлен на решение следующих задач: • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; • обучение основам базовых видов двигательных действий; • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; • выработку представлений о физической культуре личности и приѐмах самоконтроля; • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; • содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учѐтом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психически свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативноправовых актов Российской Федерации, в том числе: • требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной вФедеральном государственном 3 стандарте основного общего образования; • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; • Закона «Об образовании»; • Федерального закона «О физической культуре и спорте» • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.; • примерной программы основного общего образования; • приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Час здоровья» изучается с 5 по 9 класс из расчѐта 1 ч в неделю: в 5 классе — 34 ч, в 6 классе — 34 ч, в 7 классе — 34 ч, в 8 классе — 34 ч, в 9 классе — 34 ч. Рабочая программа рассчитана на 34 часа на 2023-2024 год обучения (по 1 ч в неделю) ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Личностные результаты - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной - практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4 - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры. В области познавательной культуры: - владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам; - владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями; 5 - владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности. В области нравственной культуры: - способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований; - способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; - владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В области трудовой культуры: - умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха; - умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: - умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности; - формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; - формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждѐнно. В области коммуникативной культуры: - владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом; - владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание; - владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнѐрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности. В области физической культуры: - способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, 6 составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности; - способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; - умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Занятия по программе курса «Час здоровья» включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий физическими упражнениями, основах здорового образа жизни, о различных видах подвижных и спортивныхигр, средствах профилактикизаболеваний, истории физической культуры. Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям коррегирующих упражнений с предметами и без, подвижных и спортивных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов гимнастических упражнений. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История физической культуры. Физическая культура в современном обществе. Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и еѐ связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и еѐ основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта. Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Первая медицинская помощь во время занятий физической культурой и спортом. 7 СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики:игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале легкой атлетики:прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки:эстафеты в передвижении на лыжах, игры, упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр. Волейболспециальные передвижения без мяча; передачи мяча; подачи мяча; подвижные игры на материале волейбола. Баскетбол:специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. 8 Учебно-тематический план курса 5- 9 класс. № Раздел программы п/п 1 Коррегирующие упражнения на профилактику: нарушений осанки; плоскостопия. 2 Комплексы дыхательных упражнений. 3 Комплексы упражнений для мышц глаз. 4 Подвижные и спортивные игрына материале: легкой атлетики; баскетбола; волейбола; гимнастики с основами акробатики; лыжной подготовки. 5 Основы знаний Всего Кол-во часов 13 5 4 5 7 34 1 Четверть 2 3 4 + + + + + + + + + + + + + + + + 5 4 8 1 4 2 3 7 В процессе уроков 9 7 10 8 Планируемые результаты изучения курса спортивно-оздоровительного направления «Час здоровья» Выпускник научится: • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы еѐ развития, характеризовать основные направления и формы еѐ организации в современном обществе; • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест 9 занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту; • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Способы двигательной (физкультурной) деятельности Выпускник научится: • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учѐтом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. Выпускник получит возможность научиться: • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа. Физическое совершенствование Выпускник научится: • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и 10 перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов; • выполнять основные технические действия и приѐмы игры в русской лапте, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учѐтом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега; • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта. Оздоровительные результаты программы курса: - осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья. - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации курса спортивнооздоровительного направления будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. Основной показатель реализации программы «Час здоровья» стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях. 5 класс Ученик научится: - выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; - выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); - выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту идлину); 11 - характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; Ученик получит возможность научиться: - вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; - выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учѐтомимеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья. 6 класс Ученик научится: - выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой иучебной деятельности; - выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); - выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту идлину); - характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; - тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой. Ученик получит возможность научиться: - определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятияфизическими упражнениями, подвижными и спортивными играми ; - выявлять различия в основных способах передвижения человека; - выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учѐтомимеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья. - применять беговые упражнения для развития физических упражнений. 7 класс Ученик научится: - выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; - выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); - выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту идлину); - характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, 12 раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; - тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; - вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформлениепланов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; - проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность. Ученик получит возможность научиться: - демонстрировать физические кондиции (скоростную выносливость); - уметь выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, повороты); - описать технику игровых действий и приемов осваивать их самостоятельно. 8 класс Ученик научится: - преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; - осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; - классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессесамостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; - разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели; - руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; - выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту идлину); - выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России); - выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним изразученных способов; - выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетволв условиях игровой деятельности; - выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях игровой деятельности; Ученик получит возможность научиться: 13 - демонстрировать физические кондиции (скоростную выносливость); - уметь выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, повороты); - описать технику игровых действий и приемов осваивать их самостоятельно; 9 класс Выпускник научится: - рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе; - характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; - раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; - разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; - руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; - руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; -использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; - составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; - классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; - самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; - тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; - выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; 14 выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); - выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту); - выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона; - выполнять основные технические действия и приемы игры в русскую лапту, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; - выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; - выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту; - определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма; - вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; - проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа; - выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья; - преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; - осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; - выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта. 15 16 Календарно-тематическое планирование курса «Час здоровья» для 8 класса № 1 2 РАЗДЕЛ. ТЕМА 3 Знания о физической культуре 4 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Предметные результаты 5 I I 1 1 Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. Общеразвивающие упражнения. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра лапта «Бить, бежать на месте не стоять». Сроки УУД Личностные результаты 6 7 ЧЕТВЕРТЬ (9 ч.) Подвижные игры и спортивные игры на материале легкой атлетике (5 ч.) Основные этапы развития олимпийского движения в России(СССР) Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятийфизкультуро й. Р:целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П:обще учебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. К:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью 17 Понимать роль и значение физической культуры. Смыслообразование– адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация –умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций План Факт. 8 9 2 2 Общеразвивающие упражнения. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игра лапта «Бить, бежать на месте не стоять». 3 3 Общеразвивающие упражнения. Комплекс дыхательных упражнений. Игра Лапта 4 4 Общеразвивающие упражнения. Комплекс упражнений для мышц глаз. Игра «Выбить мяч», «Русская лапта». 5 5 Общеразвивающие упражнения. Комплекс упражнений для формирования правильной осанкиИгра «Русская лапта», «Чижик» II Основные этапы развития олимпийского движения в России(СССР) Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятийфизкультуро й. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. К: формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Основные направления развития физической культуры в обществе их цели и формы организации. Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. Р: планирование применять установле нные правила в планировании способа решения задачи. П: общеучебные контролировать и оце нивать процесс в ходе выполнения упражнений. К: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью. Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. К: формулировать собственное мнение и позицию. Р:целеполагание – ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. П:обще учебные – контролировать и оценивать процесс в ходе выполнения упражнений. К:планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью Смыслообразование– адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Двигательный навык и двигательное умение как качественные характеристики освоенности движений. Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. Самоопределение – осознание своей этнической принадлежности. Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к истории и культуре других народов Подвижные игры и спортивные игры на материале баскетбола (4 ч.) 18 6 1 Общеразвивающие Всестороннее Соблюдение правил упражнения. и поведения и Комплекс гармоничное предупреждения упражнений для физии-ческое травматизма во профилактики развитие и время занятий плоскостопия.Эстафет его связь с физкультурой. ы с баскетбольным занятиями мячом. физической культурой и спортом. 7 2 Общеразвивающие Уметь технически упражнения. правильно вести мяч Комплекс с применением дыхательных различных стоек и упражнений. перемещений. Эстафеты с баскетбольным мячом. 8 3 Общеразвивающие упражнения. Комплекс упражнений для мышц глаз. Игра «Баскетбол без ведения мяча». 9 4 Общеразвивающие упражнения. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Стрит-бол» Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. К: формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Р: целеполагание преобразовывать пра ктическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. П: общеучебные -выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. К: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию Р: целеполагание формулировать и уде рживать учебную задачу. П: общеучебные использовать общие п риемы решения задач. К: инициативное сотрудничество ставить вопросы и обращаться за помощью П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. К: формулировать собственное мнение и позицию. Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях 19 Смыслообразование– адекватная мотивация учебной деятельности (социальная, учебнопознавательная, внешняя) Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. II II 1 5 Общеразвивающие упражнения. 0 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игры: «Минус пять», «Стритбол» III 1 1 Общеразвивающие 1 упражнения. Комплекс дыхательных упражнений. Игра «Мяч в воздухе», «Кто точнее». ЧЕТВЕРТЬ (7 ч.) Подвижные игры и спортивные игры на материале баскетбола (1 ч.) Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическимиу праж-нениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и фигуры, профилактике утомления. Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Р:контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П:обще учебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К:инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Самоопределение – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры Подвижные игры и спортивные игры на материале волейбола (4 ч.) Структура занятий по развитию физических качеств Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. Р:контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П:обще учебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К:инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения 20 Самоопределение – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку физической культуры 1 2 Общеразвивающие 2 упражнения. Комплекс упражнений для мышц глаз. Игра: «Пионербол с элементами волейбола». Спортивная подготовка как система регулярных тренировочн ых заня-тий для повышения спортивного результата. 1 3 Общеразвивающие 3 упражнения. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Мяч в воздухе", эстафеты. История зарождения игры волейбол 1 4 Общеразвивающие упражнения. 4 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игра «Мяч в воздухе», «Пионербол». Основные правила развития физических качеств IV Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают правила безопасности. Р: целеполагание формулировать и уде рживать учебную задачу; планирование применять установленные правила в планировании способа решения. П: общеучебные ориентироваться в ра знообразии способов решения задач. К: планированиеучебного сотрудничес тва – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь Взаимодействуют со Р: целеполагание формулировать и уде сверстниками в рживать учебную процессе задачу; планирование совместного применять установленные освоения техники правила в планировании способа игровых приемов и решения. действий, П: общеучебные ориентироваться в раз соблюдают правила нообразии способов решения задач. безопасности. К: планированиеучебного сотрудничес тва – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь Взаимодействуют со Р: целеполагание формулировать и уде сверстниками в рживать учебную процессе задачу; планирование совместного применять установленные освоения техники правила в планировании способа игровых приемов и решения. действий, П: общеучебные ориентироваться в раз соблюдают правила нообразии способов решения задач. К: планированиеучебного сотрудничес безопасности. тва – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни Подвижные игры на материале гимнастики (2 ч.) 21 1 1 Инструктаж по 5 технике безопасности при занятиях гимнастикой. Общеразвивающие упражнения. Комплекс дыхательных упражнений. Игра «Чехарда», «Петушиный бой». 1 2 Общеразвивающие 6 упражнения. Комплекс упражнений для мышц глаз. Игры «Слон», «Чехарда». История зарождения гимнастики Р: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. П: общеучебные –ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явле ния окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. К: взаимодействие формулировать соб ственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Правила Подвижные игры. Р: прогнозирование предвидеть возмо проведения Правила игры. жности получения самостоятель Корригирующие конкретного результата ных занятий упражнения. при решении задачи. по коррекции П: информационные– получать и осанки и обрабатывать телосложени информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. я К: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию I IIЧЕТВЕРТЬ (10 ч.) Смыслообразование– самооценка наоснове Критериевуспешной учебнойдеятельности Смыслообразование– самооценка наоснове кри териев успешной учебной деятельности Подвижные игры и на материале гимнастики (3 ч.) IV 1 3 Общеразвивающие упражнения. 7 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Мяч в Умение выполнять прыжковые упражнения в игровой ситуации. Правила закаливания организма Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий, Р: целеполагание формулировать и уде рживать учебную задачу; планирование применять установленные правила в планировании способа решения. П: общеучебные ориентироваться в раз 22 Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни воздухе", эстафеты. 1 4 Общеразвивающие упражнения. 8 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игра «Чехарда», «Петушиный бой». 1 5 Общеразвивающие упражнения. 9 Комплекс дыхательных упражнений. Гимнастическая полоса препятствий. соблюдают правила безопасности. Физическая нагрузка как чередование физической работы и отдыха Умение выполнять прыжковые упражнения в игровой ситуации. Простейшие приемы восстановите льного массажа Умение выполнять гимнастические упражнения в соревновательном темпе. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К: формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание трудолюбия и упорства в достижении целей. Формирование желания учиться, осознание значения физического развития для человека. Подвижные игры на материале лыжной подготовки (7 ч.) V 2 1 Игры: «Пустое место», 0 «Занять место» нообразии способов решения задач. К: планированиеучебного сотрудничес тва – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Р: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений. К: контролировать действия партнера. История зарождения лыжного спорта Умение организовывать и проводить эстафеты на лыжах. П: использовать общие приемы решения поставленных задач. Р: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре. К: использовать речь для регуляции своего действия. 23 Умение управлять эмоциями при общении со сверстниками Описывать технику передвижения на лыжах 2 2 Игры :«У кого 1 меньше шагов?», «Кто дальше», «Финские гонки» 2 3 Игры: «Накаты», 2 «Тревога» 2 4 Игры: «Кто дальше прокатит», 3 «Слалом» Правила планировани я трениировоч ных занятий по спортивному совершенств ованию, их структура и содержание Умение организовывать и проводить эстафеты на лыжах. Умение технически выполнять лыжные ходы в игровых ситуациях. Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. Р: целеполагание - ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. П: информационные –искать и выделять необходимую информацию,анализировать ее, строит ь рассуждение,обобщать. К: взаимодействие – слушать собеседника, задавать вопросы, строить для партнера понятные рассуждения П: использовать общие приемы решения поставленных задач.Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: использовать речь для регуляции своего действия. 24 Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни Самоопределение – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения. 2 5 Игры: «Слалом с воротами», 4 «Собери флажки». 2 6 5 Правила и гигиенически е требования к проведению восстановите льных процедур. Составление плана самостоятельн ых занятий спортивной подготовкой с учетом индивидуальн ых показаний здоровья и физического развития. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Р: осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение технически правильно выполнять спуски в высокой и средней стойке. Игры: «Кто дальше прокатит», «Эстафета-биатлон», «Слалом с воротами». 2 7 Эстафеты и игры на 6 лыжах. Умение технически правильно выполнять спуски в высокой и средней стойке. Умение организовывать и проводить эстафеты на лыжах. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Р: осуществлять действия по образцу и заданному правилу. К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. П: определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К: использовать речь для регуляции своего действия. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. IVЧЕТВЕРТЬ (8 ч.) VI 2 1 Общеразвивающие 7 упражнения. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Салки с Подвижные игры и спортивные игры на материале легкой атлетике (8 ч.) История зарождения легкой атлетики Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятийфизкультуро й. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. К: формулировать собственное мнение и позицию. 25 Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. прыжками», «Веселая скакалка». 2 2 Общеразвивающие 8 упражнения. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игры «Третий лишний», «Охотники и утки». 2 3 Общеразвивающие 9 упражнения. Комплекс дыхательных упражнений. Игры. «Салки», «Мячом в цель». 3 4 Общеразвивающие 0 упражнения. Комплекс упражнений для мышц глаз. Игра «Выбить мяч», «Русская лапта». Наблюдение за выполнением движений с использовани ем эталонного образца, нахождение ошибок и их исправление. Дыхательная гимнастика во время и после занятий физическими упражнениям и. Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. К: формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. Р:контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П:обще учебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К:планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения Р: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия. П: общеучебные –выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. К:взаимодействие – вести устный диалог по технике метания Самоопределение – принятие образа «хорошего ученика», осознание ответственности за общее дело Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. 26 Самоопределение – принятие образа «хорошего ученика», осознание ответственности за общее дело 3 5 Общеразвивающие 1 упражнения. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра: «Лапта». Ведение дневника самонаблюден ия: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленно сти 3 6 Общеразвивающие 2 упражнения. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игра «Русская лапта». 3 7 Общеразвивающие 3 упражнения. Комплекс дыхательных упражнений. Игра «Палочка выручалочка». Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий и регулировани е величины нагрузки в соответствии с заданными режимами Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. Р: планирование применять установлен ные правила в планировании способа решения задачи. П: общеучебные контролировать и оце нивать процесс в ходе выполнения упражнений. К: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью. Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. К: формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. К: формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. 27 3 8 Общеразвивающие 4 упражнения. Комплекс упражнений для мышц глаз. Игра «Чижик». Содержание домашних занятий по развитию физических качеств и освоению двигательны х действий Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. Р: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия. П: общеучебные –выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. К:взаимодействие – вести устный диалог по технике метания Самоопределение – принятие образа «хорошего ученика», осознание ответственности за общее дело 3 9 Общеразвивающие 5 упражнения. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Русская лапта» Оценка эффективнос ти занятий физической культурой. Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. К: формулировать собственное мнение и позицию. Формирование положительных качеств личности. 3 1 Общеразвивающие 6 0 упражнения. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Игра «Русская лапта». Ведение дневника самонаблюде ния. Соблюдение правил поведения и предупреждения травматизма во время занятий физкультурой. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. К: формулировать собственное мнение и позицию. Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. 28 Литература: Список литературы для учителя: 1. Лях, В. И. Физическая культура. 5-7 классы : учеб.для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2010. 2. Лях В. И. Программы общеобразовательных учреждений : Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2011. 3. Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений./ М.Я. Виленский. 4. Лях В. И.Учебник по физической культуры для 8-9 классов В.И. Лях. – М.: Просвещение. 2010. 5.Федорова Н.А. Физическая культура: подвижные игры: 5 – 8 классы. ФГОС/ Н.А. Федорова. – М.: Издательство «Экзамен», 2016 – 63 с. (Серия «Учебно-методический комплект») Список литературы для учащихся: Учебник пофизической культуры для 5-7классов В.И. Лях «Просвещение» 2010». Учебник пофизической культуры для 8-9 классов В.И. Лях «Просвещение» 2010». Учебник пофизической культуры для 5-7классов М.Я. Виленский «Просвещение» 2013 29 30