31. План внеурочной деятельности
31.1. Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения,
уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и
познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется
образовательной организацией с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
31.2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться,
подчиняться,
руководить,
проявлять
инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
31.3. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности.
Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что
подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе
направлений и отборе содержания обучения образовательная организация
учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
31.4. Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное
наполнение и являются для образовательной организации общими ориентирами.
При отборе направлений внеурочной деятельности образовательная организация
ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования,
психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности,
интересы и уровни успешности обучения.
К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут
привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.
31.5. Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов
в неделю.
31.6. Один час в неделю отведен на внеурочное занятие «Разговоры о
важном».
31.6.1. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
31.6.2. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной
истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
31.7. Направления и цели внеурочной деятельности.
31.7.1.
Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей Родине — России, населяющим её
людям, её уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
31.7.2.Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности
с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
31.7.3. Проектно-исследовательская
деятельность организуется как
углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по
выполнению проектов.
31.7.4. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического
общения и словесного творчества.
31.7.5. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется
как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного
творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению,
а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
31.7.6. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о
разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения
разных видов работ на компьютере.
31.7.7. Интеллектуальные марафоны организуются через систему
интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать
общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и
способности к самообразованию.
31.7.8. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне
ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся
преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
31.8. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется
следующим требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности,
в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то
или иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
31.9. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут
быть следующие:
учебные курсы и объединения;
занятия, беседы;
художественные, музыкальные, танцевальные студии;
спортивные секции;
творческие мастерские;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии,
мини-исследования, творческие проекты;
общественно полезные практики и другие.
31.10. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться
организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В
этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении
образовательной организации, но и на территории другого учреждения
(организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс,
музей, театр и другие).
При
организации
внеурочной
деятельности
непосредственно
в
образовательной организации могут принимать участие все педагогические
работники данной организации (учителя начальной школы, учителяпредметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи,
логопед, воспитатели, библиотекарь, педагоги ДО и другие).
31.11. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным
образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов
детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую
деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного
образования строится на использовании единых форм организации.
31.12. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности
выполняет, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего
образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
31.13. Основные направления внеурочной деятельности.
31.13.1.
Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности.
«Разговоры о важном», «Орлята России», еженедельная организационная
линейка, сборы, встречи, акции.
Форма организации: занятия, беседы.
Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине —
России, населяющим её людям, её уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.
31.13.2.Спортивно-оздоровительная деятельность.
«Подвижные игры», «Час здоровья», «ЮПР», спортивные соревнования,
экскурсии, походы.
Форма организации: игры, прогулки, секция, клуб.
Цель: формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни,
развитие физической активности и двигательных навыков.
31.13.3. Проектно-исследовательская деятельность. «Юный исследователь»
Форма организации: творческие проекты.
Возможные темы проектов:
31.13.3.1. «История родного края».
Цель: расширение знаний обучающихся об истории родного края,
формирование умения работать с разными источниками информации; развитие
познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края;
воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине».
31.13.3.2. История письменности в России: от Древней Руси до
современности.
Цель: развитие общей культуры обучающихся; расширение знаний об
истории письменности (от кириллицы до современного языка, от пергамента,
берестяных грамот и первых книг до современных электронных книг); углубление
их интереса к истории становления культуры, к самостоятельной познавательной
и проектной деятельности.
31.13.3.3. Экологический поиск: исследование качества воды в водоемах
родного края.
Цель: углубление знаний и представлений о сочетании химического и
биологического состава и физических свойств воды, формирование
исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению
качества воды, развитие познавательной активности и интереса в процессе
исследовательской работы, воспитание экологической культуры, эстетического и
нравственного отношения к природным объектам, ответственного отношения к
природе.
31.13.4. Художественно-эстетическая творческая деятельность.
31.13.4.1. Рукотворный мир.
Цель: расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира,
формирование умений создавать предметы своими руками с использованием
природного
материала,
развитие
творческой
активности,
интереса,
любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Форма организации: творческие мастерские («Природа и творчество»,
«Куклы своими руками», «Юные художники»); выставки творческих работ.
31.13.4.2. Ритмика. Танцевальная капель.
Цель: формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры
движений под музыку; способность к импровизации и творчеству.
Форма организации: танцевальная студия ритмики и пластики, конкурс
пластических образов, постановка концертных номеров.
31.13.4.3. Мероприятия в рамках программы воспитания.
Цель: планирование и организация системной воспитательной деятельности с
целью достижения обучающимися личностных результатов образования,
определённых ФГОС.
Форма организации: образовательное событие.
31.13.5. Информационная культура.
31.13.5.1. Словари-наши друзья.
Цель: формирование представлений обучающихся о различных видах
современных словарей (например, словари русского языка, словари иностранных
слов, словари литературоведческих терминов, словари лингвистических
терминов, мифологический, философский, психологический и другие - по выбору
педагога); знакомство с малоизвестными обучающимся словарями русского
языка: словарь образцового русского ударения, словарь трудностей русского
языка, словарь русских личных имен, словарь-справочник «Прописная или
строчная» и другие (по выбору педагога); совершенствование навыка поиска
необходимой справочной информации с помощью компьютера (4 класс).
Форма организации: занятия.
31.13.6. Интеллектуальные марафоны.
«Знатоки природы»
Цель: углубление знаний о природе, экологии, формирование логического
мышления в процессе наблюдения за связями, расширение и уточнение знаний об
особо охраняемых территориях в России, истории возникновения заповедников и
заказников; воспитание отношения к природе как к ценности; развитие
способности работать в условиях командных соревнований.
Форма организации: клуб.
31.13.7. «Учение с увлечением!»:
31.13.7.1. Занимательная математика.
Цель: совершенствование математической грамотности обучающихся,
поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении
планируемых результатов, связанных с овладением счета.
Форма организации: занятия.
31.13.7.2. Юный пожарный.
Цель: совершенствование навыков пожарной безопасности; развитие
ловкости, ответственности.
Форма организации: клуб.
31.13.7.3. ЮИД.
Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых
навыков
безопасного
поведения
на
улицах
и
дорогах.
Форма организации: клуб.
31.13.8. Коммуникативная деятельность.
31.13.8.1.Чтение с увлечением.
Цель: создание условий для формирования читательской компетентности
младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к
творческой
деятельности.
31.14. Для начального уровня общего образования представлен план
внеурочной
деятельности
на
2025-2026
учебный
год
Направления внеурочной
деятельности
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ООП НОО), план внеурочной деятельности НОО по ФОП на 2025/26 учебный год
Часть
Название
Объем внеурочной деятельности (кол-во часов в неделю)
Формы
организации
инвариативная
курса/объединения
/вариативная 1а 1б 1в 2а 2б 2в 3а 3б 3в 4а 4б 4в 4г
"Разговоры о важном"
Занятие, беседа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
И
Информационнопросветительские занятия
"Орлята России"
Занятие
патриотической, нравственной и Еженедельная организационная линейка, сборы,
экологической направленности встречи, акции
Спортивно-оздоровительная
Час здоровья
Игры, прогулки
деятельность
"Подвижные игры""
Секция
Спортивные соревнования, соревнование
экскурсии, походы
"ЮПР"
Клуб
Проектно-исследовательская
"Юный исследователь"
Творческие проекты
деятельность
Коммуникативная деятельность "Чтение с увлечением"
Занятие
"Ритмика"
Танцевальная студия
"Танцевальная капель"
Танцевальная студия
Художествнно-эстетическая
"Рукотворный мир"
Творческая мастерская
творческая деятельность
Мероприятия в рамках
образовательное
программы "Воспитание"
событие
И
В
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
И
И
В
2
2
2
И
И
И
И
В
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
28
14
6
6
14
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
6
1
10
1
1
1
1
14
"Словари-наши друзья"
Занятие
И
Интеллектуальные марафоны
"Знатоки природы"
"Юный пожарный"
ЮИД
"Занимательная математика"
Клуб
Клуб
Клуб
Занятие
И
И
В
И
ИТОГО Недельный объем внеурочной деятельности
Объем внеурочной деятельности за год
Общий объем внеурочной деятельности
1
И
В
Информационная культура
Учение с увлечением
Кол-в
Всего часов
4д часов финан
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 10 10 10
9
10 10 10
9
10 10 10 10 10
330 330 330 340 306 340 340 340 306 340 340 340 340 340
4662
4
1
1
1
4
138
4662