Рабочая программа курса внеурочной деятельности РАБОТА С ТЕКСТАМИ РАЗНЫХ ЖАНРОВ 9 класс Шляпниковская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ординская средняя общеобразовательная
школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета

УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ
"Ординская СОШ"
приказ №284

Протокол №1
от «26» августа 2025 г.

от «26» августа 2025

ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по русскому языку
«Работа с текстами разных жанров»
для обучающихся 9 класса

с. Орда 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Работа с текстами разных жанров» для 9 класса
разработана для подготовки к государственной аттестации на основе
- Федерального государственного стандарта общего образования (Примерные программы
основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010. — (Стандарты
второго поколения);
- рабочей программы «Русский язык». 5—9 классы. Авторы программы: Т.А. Ладыженская,
М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др – М.: Просвещение, 2023 и является частью основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ординская средняя
общеобразовательная школа филиал «Шляпниковская ООШ» и составлена в соответствии
с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее –
ФГОС ООО-2021);
4. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее –
ФГОС ООО);
5. Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370(далее - ФОП ООО);
6. Уставом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средней общеобразовательной школы № 21»;
7. Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодѐжи»;
9. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания", утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N
28 (Гигиенические нормативы).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Цель внеурочной деятельности: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к
прохождению итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы.

Задачи курса внеурочной деятельности: формирование навыков, обеспечивающих
успешное прохождение итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школ;
1) обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
2) применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
3) углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
4) применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Сроки реализации программы: 1 год
Количество часов по плану: 34 часа
Направление развития личности: коммуникативное
СОДЕРЖАНИЕ
Структура и содержание курса «Работа с текстами разных жанров» предполагают,
что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной
работы по русскому языку в формате ОГЭ, уметь анализировать тексты разных жанров. В
результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то
есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении
бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого школьники
повторяют знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по
русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
Таким образом, в результате прохождения программного материала будет
реализовано:
1. подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации;
2. формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся научатся:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл
(без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили,

язык

художественной

литературы;

жанры

научного,

публицистического,

официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка,

основными

лексическими,

нормами

русского

грамматическими,

литературного

орфографическими,

языка

(орфоэпическими,

пунктуационными),

нормами

речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,

лексический,

морфологический),

синтаксического

анализа

словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям

языка,

особенностей

языкового

оформления,

использования

выразительных средств языка;
8)

понимание

коммуникативно-эстетических

возможностей

лексической

грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

и

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Формы контроля и диагностики
•

Входной диагностический тест (1 урок).

•

Промежуточные тесты после каждого раздела.

•

Итоговый контрольный тест по завершении курса.

•

Устный опрос и самооценка учениками собственных достижений.

Ожидаемые результаты освоения программы
Ученики смогут:
•

свободно ориентироваться в структуре экзаменационного теста ОГЭ;

•

уверенно решать задания всех типов, демонстрируя знания норм русского языка;

•

грамотно писать сочинение, соблюдая критерии оценивания;

•

эффективно использовать полученные знания на экзамене и повысить вероятность
успешного прохождения итоговой аттестации.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Введение
1.

Виды итоговой аттестации по русскому языку. Общие методические 1
подходы

Текст
2.

Понятие о тексте. Признаки текста.

1

3.

Типы и стили текста

1

4.

Тема текста основная мысль

1

5.

Микротема. Микротекст. Абзац

1

6.

Виды и средства связи предложений в тексте

1

7.

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы 1
сокращения

текста:

грамматические,

логические,

синтаксические.
8.

Практикум. Закрепление понятий о тексте. Анализ текста

1

Создание текста изложения
9.

Современные подходы к написанию изложения

1

10.

Сжатое изложение. Анализ микротем. Способы сжатия.

1

11.

Языковые приёмы сжатия текста. Сжатие текста с применением 1
приёма исключение

12.

Языковые приёмы сжатия текста. Сжатие текста с применением 1
приёма упрощение

13.

Языковые приёмы сжатия текста. Сжатие текста с применением 1
приёма обобщение

14.

Практикум. Работа с текстом. Применение всех приёмов сжатия

1

15.

Написание сжатого изложения

1

16.

Практикум. Обучение приёмам компрессии. Анализ изложений.

1

17.

Практикум. Написание сжатого изложения с применением всех 1
приёмов сжатия

18.

Анализ изложений. Работа над ошибками

1

Создание текстов сочинения
19.

Современные подходы к написанию сочинения

1

20.

Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерия 1
оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

21.

Алгоритм

написания

сочинения-рассуждения

на 1

лингвистическую тему. Подбор аргументов. Терминология
формулировок творческого задания
22.

Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и 1
их роль в речи.

23.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

1

2.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

25.

Анализ сочинения

1

26.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. 1
Критерии оценки. Композиция сочинения-рассуждения 15.2.

27.

Виды информации в художественном тексте. Примеры – 1
аргументы из текста. Техника написания сочинения-рассуждения
по фрагменту текста.

28.

Выполнение заданий по тексту

1

29.

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

1

30.

Анализ сочинения

1

31.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста 1
(толкование значения слова). Критерии оценки. Композиция
сочинения-рассуждения 15.3.

32.

Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения 1
слова с основной мыслью текста. Типичные ошибки при
формулировании и комментировании значения слова

33.

Выполнение заданий по тексту

1

34.

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Н.А.Сенина «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2026»
2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией
И.П.Цыбулько. - М.: Национальное образование, 2023.
3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс.
- М.: «Экзамен», 2023.
4.Л.И.Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11
классы. - М.: «Айрис Пресс». 2015г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические
формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
3. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского
языка. – М., 1991.
4. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
5. Интернет-ресурсы: сайты ФИПИ, Решу ОГЭ, Яндекс. Репетитор, Открытый банк
заданий ОГЭ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».