МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ординская средняя общеобразовательная
школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ
"Ординская СОШ"
приказ №284
Протокол №1
от «26» августа 2025 г.
от «26» августа 2025
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по русскому языку
«Работа с текстами разных жанров»
для обучающихся 9 класса
с. Орда 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Работа с текстами разных жанров» для 9 класса
разработана для подготовки к государственной аттестации на основе
- Федерального государственного стандарта общего образования (Примерные программы
основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010. — (Стандарты
второго поколения);
- рабочей программы «Русский язык». 5—9 классы. Авторы программы: Т.А. Ладыженская,
М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др – М.: Просвещение, 2023 и является частью основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ординская средняя
общеобразовательная школа филиал «Шляпниковская ООШ» и составлена в соответствии
с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее –
ФГОС ООО-2021);
4. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее –
ФГОС ООО);
5. Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370(далее - ФОП ООО);
6. Уставом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средней общеобразовательной школы № 21»;
7. Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодѐжи»;
9. Санитарными правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания", утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N
28 (Гигиенические нормативы).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Цель внеурочной деятельности: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к
прохождению итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы.
Задачи курса внеурочной деятельности: формирование навыков, обеспечивающих
успешное прохождение итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школ;
1) обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
2) применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
3) углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
4) применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Сроки реализации программы: 1 год
Количество часов по плану: 34 часа
Направление развития личности: коммуникативное
СОДЕРЖАНИЕ
Структура и содержание курса «Работа с текстами разных жанров» предполагают,
что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной
работы по русскому языку в формате ОГЭ, уметь анализировать тексты разных жанров. В
результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то
есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении
бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого школьники
повторяют знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по
русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
Таким образом, в результате прохождения программного материала будет
реализовано:
1. подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации;
2. формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся научатся:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл
(без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили,
язык
художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка,
основными
лексическими,
нормами
русского
грамматическими,
литературного
орфографическими,
языка
(орфоэпическими,
пунктуационными),
нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям
языка,
особенностей
языкового
оформления,
использования
выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
и
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Формы контроля и диагностики
•
Входной диагностический тест (1 урок).
•
Промежуточные тесты после каждого раздела.
•
Итоговый контрольный тест по завершении курса.
•
Устный опрос и самооценка учениками собственных достижений.
Ожидаемые результаты освоения программы
Ученики смогут:
•
свободно ориентироваться в структуре экзаменационного теста ОГЭ;
•
уверенно решать задания всех типов, демонстрируя знания норм русского языка;
•
грамотно писать сочинение, соблюдая критерии оценивания;
•
эффективно использовать полученные знания на экзамене и повысить вероятность
успешного прохождения итоговой аттестации.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Введение
1.
Виды итоговой аттестации по русскому языку. Общие методические 1
подходы
Текст
2.
Понятие о тексте. Признаки текста.
1
3.
Типы и стили текста
1
4.
Тема текста основная мысль
1
5.
Микротема. Микротекст. Абзац
1
6.
Виды и средства связи предложений в тексте
1
7.
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы 1
сокращения
текста:
грамматические,
логические,
синтаксические.
8.
Практикум. Закрепление понятий о тексте. Анализ текста
1
Создание текста изложения
9.
Современные подходы к написанию изложения
1
10.
Сжатое изложение. Анализ микротем. Способы сжатия.
1
11.
Языковые приёмы сжатия текста. Сжатие текста с применением 1
приёма исключение
12.
Языковые приёмы сжатия текста. Сжатие текста с применением 1
приёма упрощение
13.
Языковые приёмы сжатия текста. Сжатие текста с применением 1
приёма обобщение
14.
Практикум. Работа с текстом. Применение всех приёмов сжатия
1
15.
Написание сжатого изложения
1
16.
Практикум. Обучение приёмам компрессии. Анализ изложений.
1
17.
Практикум. Написание сжатого изложения с применением всех 1
приёмов сжатия
18.
Анализ изложений. Работа над ошибками
1
Создание текстов сочинения
19.
Современные подходы к написанию сочинения
1
20.
Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерия 1
оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
21.
Алгоритм
написания
сочинения-рассуждения
на 1
лингвистическую тему. Подбор аргументов. Терминология
формулировок творческого задания
22.
Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и 1
их роль в речи.
23.
Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.
1
2.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
25.
Анализ сочинения
1
26.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. 1
Критерии оценки. Композиция сочинения-рассуждения 15.2.
27.
Виды информации в художественном тексте. Примеры – 1
аргументы из текста. Техника написания сочинения-рассуждения
по фрагменту текста.
28.
Выполнение заданий по тексту
1
29.
Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста
1
30.
Анализ сочинения
1
31.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста 1
(толкование значения слова). Критерии оценки. Композиция
сочинения-рассуждения 15.3.
32.
Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения 1
слова с основной мыслью текста. Типичные ошибки при
формулировании и комментировании значения слова
33.
Выполнение заданий по тексту
1
34.
Сочинение-рассуждение. Задание 15.3
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Н.А.Сенина «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2026»
2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией
И.П.Цыбулько. - М.: Национальное образование, 2023.
3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс.
- М.: «Экзамен», 2023.
4.Л.И.Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11
классы. - М.: «Айрис Пресс». 2015г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические
формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
3. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского
языка. – М., 1991.
4. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
5. Интернет-ресурсы: сайты ФИПИ, Решу ОГЭ, Яндекс. Репетитор, Открытый банк
заданий ОГЭ.