Рабочая программа курса внеурочной деятельности ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации
Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская
средняя общеобразовательная школа"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет

Директор школы

Протокол № 1 от «26»
августа 2025 г.

Приказ № 284 от «26»
августа 2025 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Знатоки природы»
для обучающихся 4 -х классов
начального общего образования

с. Орда 2025-2026

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом
«Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к
содержанию образовательных программ дополнительного образования детей,
опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся,
полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся
социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса
усиливается значение экологического образования в начальной школе как
ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об
экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей
задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического
образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств
экологического образования населения. Анализ теоретической и методической
экологической литературы, а также состояния практики экологического
образования в начальных школах свидетельствует о необходимости
совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими
школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление
экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с
окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в
теории и практике экологического образования в начальной школе единой,
рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с
экологической направленностью для младших школьников.
Цель данной программы: формирование и развитие экологически
сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие з а д а ч и :
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах
поведения в природе и привычек их соблюдения в своей
жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности
детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических,
нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения
экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств
удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по
отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения

здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности
по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и
охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
 Принцип единства сознания и деятельности
 Принцип наглядности
 Принцип личностной ориентации
 Принцип системности и целостности
 Принцип экологического гуманизма
Принцип практической направленности
Планируемые результаты освоения учебного кружка
П о к а з а т е л и в л и ч н о с т н о й сфере р е б е н к а :
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в природе;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны з н а т ь :
-наиболее типичных представителей животного мира России, Пермской
области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними
(примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и
правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с
ними;
- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по
описанию;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по
сохранению природного окружения и своего здоровья;
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении
качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Содержание учебного кружка
Программа «Мир
вокруг нас» имеет эколого-биологическую
направленность, является учебно-образовательной с практической
ориентацией.
Программа разработана для учащихся 4 классов, рассчитана на 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
Основными формами и методами обучения являются беседы,
практикумы, экскурсии, опыты, наблюдения, поисковая и исследовательская
деятельность.
При реализации программы целесообразно применять образовательные
технологии:
- развивающее обучение
- проблемное обучение
- исследовательские, проектные методы обучения;
- технология игрового обучения;
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации
содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую
природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он
выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает
на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует
диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через
создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во
взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий
поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к
природе.

Теоретическая часть имеет целью формирование у детей новых
природоохранительных и нравственных понятий, а также
развитие
экологических установок личности. В неѐ включаются стихи, рассказы, сказки,
пословицы и поговорки
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через
исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую
работу. Практическая часть вносит элемент занимательности, повышая
активность ребенка - это конкурсы, викторины, сочинения, мини-спектакли,
загадки, рисование по теме, изготовление изделий.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная,
групповая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические
фенологические наблюдения, раскрывающие
экологические взаимосвязи в
природе. Данный вид деятельности предполагает работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые,
дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические
работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных
материалов, экскурсии и прогулки в природу, театрализованные представления,
экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление
памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной
экологической деятельности: семейные экологические домашние задания,
участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания
детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как
носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с
природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии,
географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса
экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и
чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Контроль за выполнением
программы курса осуществляется в виде
тестовых заданий, защиты исследовательских работ, выставок.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих
составляющих ее обеспечения:
1.Организационное обеспечение:
-кабинет, содержащий ученические столы;
-классная доска;
-пришкольный участок.
2. Методическое обеспечение программы:
- методические
разработки
и
рекомендации,
планы конспекты
занятий;
-дидактические материалы: дидактические, развивающие и психологические
игры, загадки, кроссворды;
-раздаточный дидактический материал;
-наглядный материал: образцы изделий, схемы, шаблоны;
-методическая, учебная и художественная литература.

3.Техническое и материалъное обеспечение:
Компьютер, экран,мультимедийный проектор
инструменты: ножницы, цветная бумага, игла, клей, карандаш простой, краски,
фломастеры, кисти, клеенка; материалы: природный материал, глина и
пластилин, бумага и ткань.
Содержание учебного кружка
№
п/п
Тема

Общее
количество
часов

В том числе

1.Введение

1

Теория
(час)
1

Жизнь на Земле

1

1

2. Среда обитания

6

4

2

Времена года на Земле

1

1

3

Наблюдения за сезонными
изменениями в неживой и живой
природе
Изменения окружающей среды

1

1

6

Практическое занятие «Осень на
пришкольном участке»
Циклы в природе

1

1

7

Круговорот азота в природе

1

1

3. Жизнь животных

4

3

Динозавры – вымерший вид
животных
Просмотр видеофильма о жизни
динозавров
Экологический проект «Почему
нужно защищать природу?»
Красная книга – способ защиты
редких видов животных и растений
4. Реки и озера нашего края

1

1

1

1

12

1

4
5

8
9
10
11

1

1
1

1

8

6

Реки и озера

1

1

13

Получение кислорода под водой

1

1

14

Животный и растительный мир
возле рек и озѐр области
Экологический проект « Человек и
его деятельность – причина
загрязнения водоемов»
Заповедники и заказники

1

1

1

1

1

1
1

16

2

1

1

15

Практика
(час)

2

1

1

17

Экскурсия в краеведческий музей

1

1

18

Подготовка акции «Сохраним
первоцвет!»
Акция « Сохраним первоцвет!»

1

1

5. Человек и животные

9

5

20

Жизнь среди людей

1

1

21

Ролевая игра «Это все кошки»

1

1

22

Домашние животные

1

1

23

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

24

Работа над проектом «Ты в ответе за
тех, кого приручил».
Наблюдения за живой и неживой
природой
Люди и паразиты

1

1

1

1

1

1

Бактерии и вирусы. Борьба с
болезнями
Исчезающие виды животных

1

1

1

1

6.Заключение

6

3

1

1

30-31

Брейн – ринг
«В мире животных»
Практическое занятие

32

Круглый стол

1

33

Работа на пришкольном участке.

1

34

Акция «Будь природе другом!»

1

1

Итого:

34 ч

22

19

25
26
27
28

29

1

1
4

1

2

3

2
1
1

12

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема

Введение
Вводное занятие. Жизнь на Земле
Среда обитания
2
Изменения окружающей среды
3
Времена года на Земле
4
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой
природе
5
Практическое занятие «Осень на школьном дворе»
6
Циклы в природе
7
Круговорот азота в природе
Жизнь животных
8
Динозавры – вымерший вид животных
9
Просмотр видеофильма о жизни динозавров
10 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
11 Красная книга – способ защиты редких видов животных и
растений
Реки и озера
12 Реки и озера
13 Получение кислорода под водой
14 Животный и растительный мир возле рек и озѐр области
15 Экологический проект « Человек и его деятельность – причина
загрязнения
водоемов»
16 Заповедники и заказники
17 Экскурсия в краеведческий музей
18 Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»
19 Акция « Сохраним первоцвет!»
Человек и животные
20 Жизнь среди людей
21 Ролевая игра «Это все кошки»
22 Домашние животные
23 Викторина «Собаки – наши друзья»
24 Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
25 Наблюдения за живой и неживой природой
26 Люди и паразиты
27 Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
28 Исчезающие виды животных
Заключение
29- Практическое занятие
1

30
31
32

Брейн – ринг
«В мире животных»
Круглый стол

Кол-во часов

1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34

Работа на пришкольном участке.
Акция «Будь природе другом!»

1
1

Список литературы
1.Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
2.Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников Начальная школа.- 2002, № 3, с. 52-55.
3.Дорогань Л. В., Филиппов. Экология. – Воронеж 1995 г
4. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. – Москва Просвещение 1986 г
5. 100 великих загадок живой природы- Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.
6. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и
средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002
7. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс,
2007.
8. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». –
М.: ВАКО, 2006.
9. Акимушкин И. «Мир животных: млекопитающие или звери» – М.:, Мысль, 1998г.
10. Алексеев В.А. « 300 вопросов и ответов о насекомых».- Ярославль, Академия развития,
1998г.
11. Аношкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о птицах».- Ярославль, Академия развития,
1998г.
12. Бабин Д.М. «Мир комнатных цветов».- Минск, Миринда, 2000г.
13. Беляева В.С., Василевская С.Д. «Изучаем природу родного края». – М.:,Просвещение,
1971г
14.Молодов Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии.
15.Экология в начальной школе. Москва 2004г.
16. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва 1995г.
17.Бианки В. Лесная газета, Москва 1989 г.
18.Дэлби Э. Чудеса и тайны живой природы. М.: Росмэн 2006г
Для учащихся
1.Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. – Москва Просвещение 1986 г
2. Автор-сост. Н.Н.Непомнящий 100 великих загадок живой природы-. – М.: Вече, 2007.
3. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и
средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002
4. Карганова Е, Ордынская М. Большая книга обо всѐм на свете. Энциклопедия для самых
маленьких..- Планета детства. Астрель АСТ
5. Дэлби Э. Чудеса и тайны живой природы. М.: Росмэн 2006г.
6. Хомич Е.О., Якушева М.Н. .Что? Зачем? Почему? – Минск, .Харвест 2009г
7. Плешаков А.А. Атлас –определитель От земли до неба.-М.:Просвещение, 2010г
8. Бабин Д.М. «Мир комнатных цветов».- Минск, Миринда, 2000г.
9 . Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва 1995г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».