МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации
Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ординская
средняя общеобразовательная школа"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет
Директор школы
Протокол № 1 от «26»
августа 2025 г.
Приказ № 284 от «26»
августа 2025 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Чтение с увлечением»
для обучающихся 1-х классов
начального общего образования
с. Орда, 2025-2026
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением». Пояснительная записка отражает общие
цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением», место в структуре
учебного плана.
Курс внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» призван ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и
приѐмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой,
реализацию творческих способностей обучающегося.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности включают
личностные, метапредметные результаты.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
Программа по курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
Приоритетная цель обучения по курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» –
всестороннее развитие речевых навыков учащихся.
Достижение цели изучения курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
определяется решением следующих задач:
знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
формировать основы читательской культуры, мотивацию к чтению;
способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные
виды заданий при работе с текстами;
развивать воображение, литературно-творческие способности и речь первоклассников.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» в 1 классе отводится
33 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
1 класс
Клуб почемучек
Знакомство детей с целями и задачами занятий, беседа о путешествии в мир книг,
разучивание физических упражнений на материале стихотворений для проведения физминуток на
уроках. Экскурсия в библиотеку. Составные части книги.
Произведения для чтения: С. Михалков «Дом книг», В. Берестов «Как хорошо уметь
читать».
Азбука-первая учебная книга
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на
материале небольших прозаических текстов и стихотворений.
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий. Участие в диалоге.
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Произведения для чтения: И. Токмакова «Букваринск», Н. Пикулева «Читайте, дети!»
Устное народное творчество – малые фольклорные жанры
Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица,
их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных
жанров. Потешка – игровой народный фольклор. Загадки – средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы – проявление народной мудрости, средство воспитания понимания
жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
В гостях у сказки
Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность
событий в (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях.
Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в
русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные
качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных «Рукавичка», «Лиса и рак»,
бытовые сказки «У страха глаза велики», волшебные сказки «Сестрица Алѐнушка и братец
Иванушка».
Литературные (авторские) сказки: К.Д. Ушинский «Петух и собака», сказки
В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору).
Стихи о детях и для детей
Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений. Особенности
стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление).
Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в
произведении. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на
произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении.
Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Произведения для чтения: А.Л. Барто цикл «Игрушки», «Буква Р», «Есть такие мальчики»
С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный», К. Чуковский «Краденое солнце», «Путаница», Е. Ф.
Трутнева «Когда это бывает?»
И в шутку, и всерьѐз…
Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чѐм рассказывает.
Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?).
Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка
произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственноэтических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении,
необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении
реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», В.А. Осеева
«Синие листья», «Хорошее», В.Ю.Драгунский «Мишкина каша», Б.В. Заходер «Моя
Вообразилия».
Ребятам о зверятах
Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных – воспитание
добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научнопознавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности. Осознание
нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения для чтения: Е.И. Чарушин «Тюпа, Томка и Сорока», Н.И. Сладков «Не
долго думая…» - истории о мальчике Жалейкине и другие.
Библиографическая культура
(работа с детской книгой). Представление о том, что книга – источник необходимых
знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации – элементы ориентировки в книге. Умение
использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий
способствуют формированию умений:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные произведения;
понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста;
ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея,
заголовок,
содержание
произведения,
сказка
(фольклорная
и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки
(фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в
произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его
поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;
сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных
видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие);
соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые
соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать
собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своѐ отношение к обсуждаемой проблеме;
пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки,
предложенный план;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
описывать своѐ настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости
обращаться за помощью к учителю;
проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении читательской
деятельности.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять желание работать в парах, небольших группах;
проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно
выполнять свою часть работы.
Виды деятельности:
отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
редактирование текста;
анализ текста;
наблюдение;
иллюстрирование;
анализ проблемных ситуаций;
выполнение работ практикума;
построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;
дидактическая игра;
сюжетно-ролевые продуктивные игры.
Формы организации:
практическая работа;
устные журналы;
выставки;
этическая беседа;
дискуссия;
интеллектуальный марафон;
творческие конкурсы;
творческие гостиные;
практикум;
викторина;
исследование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Чтение с
увлечением» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и
отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценность научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» в начальной
школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Обучающиеся овладеют универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Обучающиеся овладеют универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
1 КЛАСС
Наименование
разделов и тем
программы
Клуб почемучек
Количество
часов
4
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3869/start/285784/
2
3
4
Азбука-первая
учебная книга
4
Устное народное
творчество- малые
фольклорные
жанры
В гостях у сказки
4
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5072/start/325974/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3871/start/139847/
Российская электронная школа
resh.edu.ru/subject/lesson/3892/start/293791/
6
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3881/start/293771/
Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»
https://urok.1sept.ru/articles/501046
https://urok.1sept.ru/articles/634239
5
Поэты - детям
4
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6451/start/285871/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6464/start/181821/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3903/start/285916/
6
7
И в шутку, и
всерьѐз…
6
Ребятам о зверятах
3
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3982/start/286012/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4057/start/195747/
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6465/start/141289/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3837/main/304042/
Библиографическая 2
культура (работа с
детской книгой)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 33
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
8
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3869/start/285784/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Тема урока
Количество
п/п
часов
Введение в предмет. Зачем читать книги? Умение строить речевое 1
1
высказывание небольшого объѐма
2
Где живут книги? Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в 1
библиотеке
3
Чем похожи и различаются книги? Учебные книги первоклассника. 1
Правила пользования книгой
4
Выставка «Моя книжная полка». Организация
домашней библиотеки
5
«Заколдованные буквы». Игры с буквами-шалунишками. Заучивание 1
коротких стихотворений про буквы
6
Слог. Упражнение в чтении слоговых таблиц
7
Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Упражнение в чтении 1
слов
8
Как построен текст. Пересказ текста по опорным словам
9
Народные песенки, потешки. Родовые корни возникновения песенок, 1
потешек
10
Загадка - средство воспитания живости ума, сообразительности. 1
Творческая работа «Сочини загадку»
11
Веселые скороговорки, забавные считалки. Изменение темпа чтения в 1
соответствии с речевой задачей
12
«Поговорка - цветочек, пословица - ягодка». Понимание пословиц как 1
средства проявления народной мудрости, краткого изречения
жизненных правил
13
Сказки о животных. Русская народная
Определение последовательности событий
14
Бытовые сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». 1
Сравнительный анализ героев сказки
15
Волшебные сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алѐнушка и 1
братец Иванушка». Выявление авторского отношения к герою на
основе анализа сказки
16
В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей. Отражение сюжета 1
произведения в иллюстрациях . Иллюстрирование книжной обложки
17
Авторская (литературная) сказка.
Слушание литературного 1
произведения В. Г.Сутеева «Петушок и краски». Работа с текстом
18
Викторина «Что за прелесть эти сказки!»
19
Знакомство с творчеством А.Л. Барто. Выразительное чтение, 1
дискуссия
20
Знакомство с творчеством С.Я. Маршака. Понимание цели чтения, 1
использование интонации, передающей отношение читающего к
прочитанному стихотворению
21
Знакомство с творчеством
произведениям К.И. Чуковского
выставки
книг 1
1
сказка
К.И.Чуковского.
1
«Рукавичка» 1
1
Викторина
по 1
22
Чтение стихотворений о родной природе. Соотнесение содержания 1
стихотворений с пословицами
23
Рассказы и басни для детей Л.Н.Толстого. Словесное рисование по 1
эпизодам и фрагментам прочитанных произведений
24
Слушание литературного произведения Л. Толстого «Находчивая 1
галка». Работа с текстом
25
Поучительные рассказы В.А. Осеевой. Умение задавать вопросы по 1
прочитанному произведению
26
Работа с текстом В.А. Осеевой «Просто старушка». Умение 1
осознанно обосновывать и давать нравственную оценку поступков
героев
27
Весѐлые рассказы В.Ю. Драгунского. Умение задавать вопросы по 1
прочитанному произведению
28
Б.В. Заходер «Моя Вообразилия». Наблюдение за особенностями 1
стихотворной речи: рифма, ритм
29
Рассказы о животных
содержанию произведений
30
Работа с текстом Е. Чарушина «Медведь».
мысли текста
31
Чтение небольших произведений о животных Н.И. Сладкова «Не 1
долго думая…». Умение давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев
32
Из чего состоит книжка? Проект «Книжка – малышка»
33
«Литературное лето». Обзор рекомендательного списка литературы 1
для летнего чтения
Е.И.Чарушина. Ответы на вопросы по 1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Определение главной 1
1
33