1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мир в объективе» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 25.07.2016 № 09-1790 «Рекомендации по совершенствованию
дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного
творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
На изучение данной программы отводится 17 часов в год, по 40 минут каждый.
Форма проведения учебных занятий – групповая. Наполняемость группы до 15 человек. В ходе реализации
программы применяется дифференцированный, индивидуальный подход к обучающимся.
Время проведения модуля и количество этапов может быть увеличено или сокращено учителем по своему
усмотрению, в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся.
Модуль проводится в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Модуль может быть проведен для обучающихся со 5 по 8 класс. Параллель, на которой лучше провести модуль, учитель
должен определить самостоятельно в зависимости от уровня обучения и интеллектуального развития детей, с учетом
специфики учебного плана и плана внеурочной деятельности школы. Также модуль может проводиться для
разновозрастной учебной группы.
Цель - обучить детей основам производства разного типа визуального контента.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с основными жанрами и форматами визуального контента;
- сформировать элементарные умения и навыки работы с компьютером;
- формирование навыков поиска и получения информации, работы с источниками;
Развивающие:
- развивать образное и аналитическое мышления;
- развивать художественные и организаторские способности;
- сформировать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- выработать активную жизненную позицию;
- пробудить интерес к сфере экранных искусств;
- воспитать культуру поведения и речи.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
Рабочая программа курса «Журналистика и медиа» направлена на достижение учащимися нижеперечисленных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Личностные:
- формирование осознанного подхода к выбору будущей профессии в сфере медиа;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие навыков письма и письменной речи;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в учебной, общественно
полезной, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной творческой работе.
2. Метапредметные:
- развитие навыков поиска и получения информации;
- стремление к ясному изложению собственных мыслей, работе над стилем письма, грамотной письменной речи;
- умение четко формулировать и задавать вопросы в соответствии с поставленными задачами;
- способность эффективно организовывать взаимодействие с учителем и другими школьниками в процессе общения,
совместного выполнения проекта, участия в дискуссиях;
- освоение этических и культурных норм речевого поведения в ситуациях формального и неформального
межличностного общения;
- умение применять на практике полученные в рамках других предметов знания.
3. Предметные:
- знакомство с основами профессии журналиста;
- повышение общего уровня медиаграмотности;
- понимание роли информации и медиа в современном мире;
- знакомство с ключевыми каналами поставки информации, развитие умения ориентироваться в современной
медиасреде;
- развитие навыков поиска и получения информации, работы с источниками;
- развитие навыков создания продуктов для школьных медиа;
- понимание значимости соблюдения этических норм в деловом межличностном общении.
3. Содержание учебного предмета, курса
Подкаст.
Радиопередача и подкаст. Почему подкасты популярны? Где слушать подкаст? Создание подкаста.
Интервью.
Структура и виды интервью, стендап. Поиск героя, составление вопросов для интервью, создание интервью, написание
текстов (статей).
Фотография.
Устройство и принцип работы цифровых фотоаппаратов. Композиция кадра. Техника постановочной съемки. Техника
репортажной съемки. Фотографирование в школе, мастерских, портретов, пейзажей, техника съемки спортивного
репортажа, репродукций.
Мемы.
История появления. Мемы в медиапространстве сегодня. Создание мемов онлайн. Размещение в соцсетях.
Презентация.
Переходы. Использование программы Microsoft Office Power Point, для создания презентаций. Создание собственных
фотоальбомов, используя ранее подготовленные фотографии, титры и переходы, музыкальное сопровождение.
Нейросеть.
Искусственный интеллект. Машинное обучение. Написание текста и создание картинок с нейросетью.
Виртуальная и дополненная реальность.
Реальный и виртуальный мир. История создания. Работа с VR-очками и AR-приложениями. Разработка собственного
проекта.
4.Тематическое планирование
№
п/п
1
Дата
Название темы (раздела)
Вводное занятие. Правила
поведения. Охрана труда
Кол-во
Кол-во
часов
на часов (теория/
изучение
практика)
1
1/0
Медиапроизводство
2
Подкаст
2
1/1
3
Интервью
2
1/1
4
Фотография
2
1/1
5
Мемы
2
1/1
6
Презентация
2
1/1
7
Нейросеть
2
1/1
8
Виртуальная и дополненная
реальность
2
1/1
9
Подведение итогов
2
2/0
ИТОГО
17
10/7
Примечание
5. Календарно - тематическое планирование
Кол-во
№
п/п
Название темы (раздела)
Количеств
о часов на
изучение
часов
(теория/
Формы
работы
Контроль
Используемое
оборудование
Планируемые
предметные
результаты
Компьютер, проектор,
презентация,
видеокамера Sony HXRMC88,
фотокамера
Nikon D5600, штатив,
микрофон-петличка
Обучающиеся будут
знать
основы
журналистского
творчества,
операторского
искусства
и
видеомонтажа.
практика)
Фронтальная,
групповая
Опрос
1
Вводное занятие. Правила
поведения. Охрана труда
4
Медиапроизводство
5
Подкаст
2
1/1
Индивидуальн Анализ подкаста
ая
6
Интервью
2
1/1
Групповая
(работа
парах)
1
1/0
в
Компьютер, проектор,
презентация, программа
для
монтажа
видеокамера Sony HXRMC88,
штатив,
микрофон-петличка,
телефон
Анализ интервью Компьютер, проектор,
презентация, программа
для
монтажа
Обучающиеся будут
уметь
создавать
собственные
медиапродукты
в
условиях
ограниченного
времени. Грамотно
и аргументированно
выражать
собственные мысли,
точку
зрения,
позицию. Оценивать
чужую и свою речь.
видеокамера Sony HXR- Брать
интервью.
MC88,
штатив, Вести
видео
и
микрофон-петличка
фотосъемку.
7
Фотография
2
1/1
Индивидуальн Фотовыставка
ая
8
Мемы
2
1/1
Индивидуальн Мастер-класс
Компьютер, проектор,
ая
презентация, телефон
(экспертная
оценка). Анализ
продукта
9
Презентация
2
1/1
Индивидуальн Интерактив.
Компьютер,
ая
Индивидуальные презентация
задания
10
Нейросеть
2
1/1
Индивидуальн Презентация
ая
творческого
задания
Компьютер, проектор,
презентация, телефон
13
Виртуальная
и
дополненная реальность
2
1/1
Фронтальная,
индивидуальн
ая
Компьютер, проектор,
презентация, VR-очки,
телефон
14
Подведение итогов
2
2/0
Групповая
Демонстрация
продукта
Компьютер, проектор,
презентация,
фотокамера
Nikon
D5600, телефон
проектор,
Компьютер, проектор,
презентация,
Список литературы:
1. Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой
ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)
2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.
3.
Библиотека отделения
журналистики
ТюмГУ. Упражнения и
задания.
(Сетевой ресурс
http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=21)
4. Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой
ресурс http://aldedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)
5. Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
6. Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс http://planetahr.ru/publication/2019)
7. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.
8. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.,2004.
9. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.
10.Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.
11.Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
12.Материалы журнала «Журналист».
13.Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
14. Профориентационные игры. В помощь психологу. (Сетевой ресурс http://www.psiholognew.com/igra01.html)
15.Роль школьной газеты в процессе социализации подростка. - Самарский внешкольник, информационнометодический журнал. (Сетевой ресурс http://sam-vneshkolnik.narod.ru/page3.htm)
16.Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс http://festival.1september.ru/articles/310091/)
17.Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2009.
18.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
19.Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.
20. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997
21.Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.