Рабочая программа ЛИТЕРАТУРА 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального района
МБОУ «Ординская СОШ»
РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета
Протокол №1
От 28.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ «Ординская СОШ»
приказ № 258
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»
для обучающихся 11 класса

с. Орда, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413 (далее — ФГОССОО), а также
примерной рабочей программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (Протокол №7/22 от 29.09.2022г) с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 9апреля 2016г.№637-р.).
Рабочая программа позволяет учителю реализовать в процессе преподавания литературы современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования; определить обязательную (инвариантную) часть содержания учебного курса по литературе;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Литература» по годам обучения
в соответствии с ФГОС СОО.
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят в сформированности чувства причастности к отечественным
культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе
как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения
к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания
произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка
художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных
образцов. Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед старшей
школой и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и осознанием исторической преемственности
поколений, включением в языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой
части культуры, состоят в приобщении старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ —
начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену,
освоении в ходе изучения литературы духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социальнобытовых, культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур,
уважительного отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него — к традиционным ценностям
и сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных
произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой классической и современной
литературы, в том числе литератур народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять
программы собственной читательской деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса

к литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладениемсовременными читательскими практиками, культурой восприятия
и понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого с учѐтом историко-литературной обусловленности, культурного контекста
и связей с современностью с использованием теоретико-литературных знаний и представления об историко-литературном процессе. Кроме
того, эти задачи связаны с развитием представления о специфике литературы как вида искусства и умением сопоставлять произведения
русской и мировой литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих
осмыслению художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка и реализацией их в учебной
деятельности и в дальнейшей жизни, направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка в литературных текстах, овладение разными способами информационной переработки текстов с использованием важнейших
литературных ресурсов, в том числе в сети Интернет.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет
«Литература» в средней школе преемственен по отношению к предмету «Литература» в основной школе и может изучаться на базовом
и углублѐнном уровнях. На изучение литературы в 11 классе основного среднего образования на базовом уровне в примерном учебном
плане отводится 102 часа, рассчитанных на 34 учебных недели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы среднего общего образованияпо литературе достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, отражѐнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения,
и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Личностные результаты освоения обучающимися содержания примерной рабочей программы по литературе для среднего общего
образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе
в части:
1. Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе
в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображѐнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности.
2. Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
ценностное отношение к государственным символам, ис­торическому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражѐнным
в художественных произведениях;
идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах
из литературы.
3. Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни,
в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения.
4. Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное

воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного
народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по литературе.
5. Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной
оценкой поведения и поступков литературных героев.
6. Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на
основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной
и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учѐтом
осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной
литературы и литератур народов России.
8. Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на
изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе, в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе
школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своѐ поведение, способность адаптироваться
к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя
из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения примерной рабочей программы по литературе для среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать еѐ
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их
фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений,
направлений, фактов историко-литературного процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения
проблем с опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению
в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учѐтом собственного
читательского опыта;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу
еѐ решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение
в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт, в том числе читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные
решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учѐтом назначения информации
и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, еѐ соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развѐрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по еѐ достижению: составлять план действий,
распределять роли с учѐтом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной
деятельности по предмету;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изу­чении литературы с учѐтом имеющихся ресурсов, читательского опыта,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображѐнным в художественной литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретѐнный опыт с учѐтом литературных знаний;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов
и оснований; использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной
литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать своѐ право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.
Предметные результаты
Предметные результаты по литературе в средней школе должны обеспечивать:
1) осознание чувства причастности к отечественным тра­дициям и осознание исторической преемственности поколений; включение
в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры через умение соотносить художественную литературу конца XIX — начала
XXI века с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в ду­ховном и культурном развитии общества;
воспитание
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте

осмысления произведений русской, зарубежной литературы и литератур народов России и собственного интеллектуально-нравственного
роста;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам отечественной
и мировой культуры; понимание роли и места русской литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской, зарубежной литературы, литератур народов России (конец
XIX — начало XXI века) и современной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений конца XIX—XXI века со временем написания, с современностью
и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним
в развѐрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участие в дискуссии на литературные темы; свободное владение
устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не
менее 10 произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с
учѐтом неоднозначности заложенных в нѐм смыслов и наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов
и понятий (в дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его
воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс;
литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные
жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи;
внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая),
дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный
перевод; литературная критика;
10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными
интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной
литературы в его эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями
самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций,
отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением
редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учѐтом норм русского литературного языка;

13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, оптимально
использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.
Содержание учебного предмета
Литература конца XIX — начала ХХ века
А. И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Гранатовый браслет», «Олеся» и др.
Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Иуда Искариот», «Большой шлем» и др.
М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Коновалов» и др.
Пьеса «На дне».
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного поэта по выбору). Например, стихотворения
К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С. Гумилѐва и др.
Литература ХХ века
И. А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и др.
А. А. Блок. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река
раскинулась. Течѐт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О,
весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и др.
Поэма «Двенадцать».
В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!»,
«Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др.
Поэма «Облако в штанах».
С. А. Есенин. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Русь
Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую
доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живѐм, под собою не чуя страны…» и др.
М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня,
кто создан из глины…», «Идѐшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в
красном переплѐте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др.
А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Песня последней встречи», «Сжала руки под тѐмной вуалью…»,
«Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский
сонет», «Родная земля» и др.
Поэма «Реквием».
М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы).
М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору).
А. П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В прекрасном и яростном мире», «Котлован»,

«Возвращение» и др.
А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери»
(«В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и др.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух писателей по выбору). Например, В. П. Астафьев
«Пастух и пастушка»; Ю. В. Бондарев «Горячий снег»; В. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б. Л. Васильев «А зори
здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»; К. Д. Воробьѐв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л. Кондратьев
«Сашка»; В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; Е. И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»; А. А. Фадеев «Молодая
гвардия» и др.
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения(по одному стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору). Например,
Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А. Слуцкого и др.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору). Например, В. С. Розов «Вечно живые» и др.
Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии»,
«Во всѐм мне хочется дойти…», «Снег идѐт», «Любить иных — тяжѐлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет»,
«Зимняя ночь» и др.
А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги).
В. М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик»,
«Сапожки» и др.
В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Живи и помни», «Прощание с Матѐрой» и др.
Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…»,
«Привет, Россия…», «Русский огонѐк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»и др.
И. А. Бродский. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы»,
«Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в
клетку…» и др.
Проза второй половины XX — начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем трѐх прозаиков по
выбору). Например, Ф. А. Абрамов («Братья и сѐстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и др.); Ч. Т. Айтматов (повести «Пегий
пѐс, бегущий краем моря», «Белый пароход» и др.); В. И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и др.);
Г. Н. Владимов («Верный Руслан»); Ф. А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кролики и
удавы» и др.); Ю. П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и др.); В. О. Пелевин (роман «Жизнь
насекомых» и др.); Захар Прилепин (роман «Санькя» и др.); А. Н. и Б. Н. Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и др.); Ю. В. Трифонов
(повести «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной» и др.); В. Т. Шаламов («Колымские рассказы», например, «Одиночный замер»,
«Инжектор», «За письмом» и др.) и др.
Поэзия второй половины XX — начала XXI века. Стихотворения (по одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору).
Например, Б. А. Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкого, Т. Ю. Кибирова,
Ю. П. Кузнецова, А. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, А. А. Тарковского, О. Г. Чухонцева и др.
Драматургия второй половины ХХ — начала XXI века. Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). Например,
А. Н. Арбузов «Иркутская история»; А. В. Вампилов «Старший сын»; Е. В. Гришковец «Как я съел собаку»; К. В. Драгунская «Рыжая пьеса»

и др.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору). Например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть
Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева
и др.
Зарубежная литература
Зарубежная проза XX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Р. Брэдбери «451 градус по
Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф. Кафки «Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»; Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен»,
«Три товарища»; Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; О. Хаксли «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэя
«Старик и море» и др.
Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера,
Т. С. Элиота и др.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору). Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и еѐ дети»;
М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай „Желание―»; Б. Шоу «Пигмалион» и др.
Календарно-тематическое поурочное планирование в 11 классе (102 часа, контрольных сочинений – 6)
№ п.
п

Примечание
Название
раздела

Тема урока

Дата

Виды учебной
деятельности
План

Литература
рубежа веков
(1 ч.).
Основные направления, темы и проблемы
русской литературы 20 века.

Лекция с элементами
беседы,
конспектирование
основных положений

Жизнь и творчество. Философичность,
лаконизм и изысканность лирики И.А. Бунина.

Рассказ о прозе 20
века, обзор жизни и
творчества писателя,

1
Иван
Алексеевич
Бунин (6 ч.).
2

Факт

3

«Господин из Сан-Франциско». Обращение
писателя к широчайшим социальнофилософским обобщениям.

4

Поэтика рассказа «Господин из СанФранциско»

5

Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый
понедельник».
Своеобразие лирического повествования в
прозе писателя на примере рассказов из цикла
«Тѐмные аллеи»

6-7

чтение и анализ
стихотворений
Знакомство с
рассказом и его
философичным
содержанием.
Беседа по
содержанию.
Эпизодический герой
Определение
литературных
приѐмов,
использованных
Буниным для
раскрытия психологии
человека. Анализ
прозаического текста
Анализ прозаического
текста
Аналитическая
беседа, представление
рассказов,
выразительное чтение
фрагментов

Александр
Иванович
Куприн (3 ч.).
8
9

10

Жизнь и творчество. Проблема самопознания
личности в повести «Поединок»
Изображение мира природы и человека в
повести «Олеся».
Композиция.
Проблема и поэтика рассказа «Гранатовый
браслет».
Урок развития речи

Доклад, рассказ,
беседа по повести
Анализ прозаического
текста, доклад,
рассказ, беседа по
повести
Аналитическая
беседа, составление
плана, подбор цитат,

Контрольное домашнее сочинение по
творчеству И.А.Бунина и А.И. Куприна.

эпиграфа

Жизнь и творчество. Ранние романтические
рассказы

Рассказ, определение
романтических черт в
рассказах
Аналитическая
беседа.
Рассуждение «В чѐм
смысл жизни в
произведениях
Горького?»
Чтение и анализ
эпизодов пьесы
Аналитическая
беседа, работа с
текстом, дискуссия
Объяснения смысла
пьесы, беседа
Письменная
работа

Максим
Горький
(6 ч.).
11

12
«Старуха Изергиль». Проблематика и
особенности композиции рассказа.

13

«На дне» как социально-философская драма

14

Три правды в пьесе «На дне»

15

Смысл названия пьесы.

16

Урок развития речи
Письменная работа по творчеству М.
Горького.
Серебряный
век русской
поэзии
(6 ч.)

17

18
19

Русский символизм.
«Серебряный век» русской поэзии. В.Я.
Брюсов, К.Д. Бальмонт.
Углубление понятия символизма.
«Старшие символисты».
В.Я.Брюсов как основоположник русского
символизма.
Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт, А.

Рассказ, выступления,
чтение и анализ
стихотворений
Чтение и анализ
стихов
Рассказ, сообщения,

Белый и др.
20

Западноевропейские и отечественные истоки
акмеизма

21

Н.С. Гумилѐв. Слово о поэте. Проблематика и
поэтика лирики Гумилѐва
Футуризм как литературное направление.
Русские футуристы.
Урок развития речи
Контрольное домашнее сочинение по
поэзии Серебряного века

22

чтение и анализ
стихотворений
Выделить основные
черты поэтики
акмеизма
Чтение и анализ
стихов
Сообщение, чтение и
анализ стихов

Александр
Александрови
ч Блок (5 ч.).

24

Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы
и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной
Даме»
Тема страшного мира в лирике А.А. Блока

25

Тема Родины в лирике А.А. Блока

26

Поэма «Двенадцать». Художественное
своеобразие и полемистический характер
поэмы
Сложность еѐ художественного мира.
Эпическая поэма, стилевое разнообразие
поэмы

23

27

Рассказ с просмотром
презентации,
конспектирование
Чтение и анализ
стихотворений
Лекция с элементами
беседы, анализ
стихотворений
Аналитическое чтение
поэмы, анализ
Аналитическое чтение
поэмы, анализ

Новокрестьян
ская поэзия (1
ч.)
28

Внеклассное чтение
Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор).
Художественные и идейно-нравственные
аспекты новокрестьянской поэзии

Сообщение, чтение и
анализ стихотворений

Сергей
Александрови
ч Есенин (5
ч.).
29

Жизнь и творчество С.А. Есенина. Ранняя
лирика. Имажинизм.

30

Тема России в лирике С.А. Есенина.
«Спит ковыль. Равнина дорогая», «Русь
Советская» и др.

31

Любовная тема в лирике С.А. Есенина.

32

Тема быстротечности человеческого бытия в
лирике С.А. Есенина
Внеклассное чтение
Поэтика есенинского цикла. «Персидские
мотивы»

33

Рассказ с
презентацией,
сообщения,
конспектирование
Чтение и анализ
стихотворений,
сопоставительный
анализ
Чтение и анализ
стихотворений
Чтение и анализ
стихотворений
Чтение и анализ
стихотворений

Литература
20-х годов
(обзор) (4 ч.).
34
35

36

Литературный процесс 20-х годов 20 века.
Обзор русской литературы 20-х годов.
А.А. Фадеев «Разгром»
Авторское отношение к проблеме
интеллигенции и революции, на примере
образов Морозки и Мечика. Роль портретной
характеристики.
Эпическое и лирическое начало.
Тема революции и Гражданской войны в прозе
20-х годов.
И.Э.Бабель. Личность писателя. Особенности
жанра и композиции «Конармии». Авторское
отношение к проблеме интеллигенция и
революция, образ рассказчика

Составление планаконспекта
Характеристика
героев

Сообщение, анализ
некоторых рассказов,
характеристика
рассказчика

Е. Замятин «Мы»
Антиутопия «Мы». Проблематика романа.
Поэзия 20-х годов.
Общая характеристика эпохи.

37

Составление плана конспекта, устный
рассказ

Владимир
Владимирови
ч Маяковский
(4 ч.).
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.
Художественный мир ранней лирики поэта.
Сатирический пафос лирики.
Поэтическое новаторство.
Сатирический пафос лирики.
«Прозаседавшиеся», «О дряни», «Клоп»,
«Баня».
Своеобразие любовной лирики
В.В.Маяковского. «Любовь – это сердце
всего». Тема любви неотделима от темы
революции и Родины. Черты новаторства
поэта, своеобразие лирики.
Языковые средства.
Тема поэта и поэзии в творчестве
В.В.Маяковского.
Урок развития речи
Контрольное домашнее сочинение по
творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина,
В.В.Маяковского.

38

39

40

41

Сообщения,
выразительное чтение
и анализ стихов
Выразительное чтение
и анализ стихов
Чтение и анализ
стихотворений

Составление плана,
раскрывающего тему
поэта и поэзии,
подготовка к
сочинению

Литература
30-х годов (1
ч.)
Знакомство с духовно-нравственным климатом Составление плана 30-ых годов (обзор литературы).
конспекта, устный
Новые типы романов, новые жанры лирики.
рассказ

42
Михаил
Афанасьевич

Булгаков (6
ч.).
Жизнь и творчество Булгакова. Судьбы людей
в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе
«Дни Турбинных».
История создания романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита».
Рассказать о значении романа, его судьбе

43

44

45

Проблемы и герои романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита».

46

Жанр и композиция романа «Мастер и
Маргарита».
Особенности жанра и композиции,
нравственные вопросы, поднимаемые в
романе.
Анализ эпизода из романа (по выбору
учителя).
Урок развития речи
Контрольное домашнее сочинение по
творчеству М.А.Булгакова.
Зачѐтная работа за первое полугодие

47

48
2 полугодие
Вн.чт.

Сообщение, устный
рассказ, беседа
Работа с текстом,
беседа по
содержанию,
характеристика
героев, тест по
знанию текста
Рассказ по плану
1. Жизнь в Москве
30-ых годов.
2. История Понтия
Пилата и Иешуа.
3. Нечистая сила в
романе
4. Мастер и
Маргарита.
Беседа, устный
рассказ

Составление плана
сочинения, подбор
цитат, эпиграфа
Написание зачѐтной
работы

Внеклассное чтение.П.Платонов. Жизнь и
творчество. Повесть «Котлован»: обзор.

Сообщение о писателе
и о романе

Анна Андреевна Ахматова.
Жизнь и творчество.
Художественное своеобразие и поэтическое
мастерство любовной лирики поэта.
Судьба России и судьба поэта в лирике
А.А.Ахматовой
Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия
народа и поэта
Тема исторической памяти

Выразительное чтение
и анализ стихов

55

О.Э. Мандельштам. Слово о поэте.
Трагическая судьба. Своеобразие лирики поэта

56

Трагический конфликт поэта и эпохи

Анализ и
выразительное чтение
стихов
Анализ и
выразительное чтение
стихов

49
Анна
Андреевна
Ахматова (5
ч.).
50 –
51.

52
53
54

Чтение и анализ
стихотворений
Анализ основных тем
и мотивов поэмы

Осип
Эмильевич
Мандельштам
(2 ч.).

Марина
Ивановна
Цветаева(2 ч.).
57

Тема творчества, поэта и поэзии в лирике
М.И.Цветаевой

58

Тема Родины в творчестве Цветаевой.
Своеобразие поэтического стиля.
Урок развития речи
Контрольное домашнее сочинение по

Анализ и
выразительное чтение
стихов
Анализ и
выразительное чтение
стихов

лирике А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой.
Михаил
Александрови
ч Шолохов (7
ч.)
М. Шолохов судьба и творчество. «Донские
рассказы»
Картины Гражданской войны в романе
«Тихий Дон».
Проблемы и герои романа, изображение
казачьих семей, войны и влияние еѐ на
человека, трагичность судьбы Григория
Мелехова.
Трагедия народа и судьба Григория в романе
«Тихий Дон».
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
Трагизм женских судеб в романе.
Мастерство Шолохова в романе.

59
60
61

62
63
64

Урок развития речи
Письменная работа по творчеству
М.А.Шолохова.

65

Пересказ,
характеристика героев
Анализ эпизодов
романа
Составление
сюжетного плана
«Судьба Г. Мелехова»
Беседа, анализ
эпизодов
Беседа, анализ
эпизодов
Беседа, анализ
эпизодов
Письменная
работа

Литература
периода
Великой
Отечественно
й войны (1 ч.)
66

Литература периода Великой Отечественной
войны: поэзия, проза, драматургия

Чтение учебника,
конспектирование,
чтение фрагментов

Литература второй половины 20 века (обзор).
Полвека русской поэзии.

Сообщения учащихся,
выразительное чтение
стихотворений

Литература
50-80-х годов
(3 ч.)
67

68

Полвека русской поэзии.

Поэзия 60-х годов.

69

Новое осмысление военной темы в литературе
50-80-х годов. В.П. Некрасов «В окопах
Сталинграда», К. Воробьѐв «Убиты под
Москвой». В. Кондратьев «Сашка» и др.

Сообщения учащихся,
выразительное чтение
стихотворений
Беседа, анализ
эпизодов,
обсуждение
прочитанного

Александр
Трифонович
Твардовский
(3 ч.).
Жизнь и творчество.
Лирика А.Т.Твардовского

Сообщение о поэте,
чтение и анализ поэм
и лирических
стихотворений
Размышления о будущем и настоящем Родины. Сообщение о поэте,
Осмысление темы войны
чтение и анализ поэм
и лирических
стихотворений
Осмысление темы войны в лирике
Чтение и анализ
А.Т.Твардовского Трагизм лирического героя
эпизодов поэмы
поэмы «Василий Тѐркин»

70

71

72
Борис
Леонидович
Пастернак (4
ч.).
73

Философский характер лирики Б.Пастернака.

74

Основные темы и мотивы его поэзии.
Своеобразие лирики Пастернака

75

Роман «Доктор Живаго». Творческая история
романа.
Его проблематика и художественное
своеобразие.

76

Сообщение о
Пастернаке, чтение и
анализ стихотворений
Чтение и анализ поэм
и лирических
стихотворений
Чтение и анализ
фрагментов романа
Анализ романа

Тема
трагической
судьбы
человека в
тоталитарном
государстве (3
ч.)
А.И.Солженицын. Своеобразие раскрытия
«лагерной» темы в творчестве писателя
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Публицистичность рассказа

77
78

Внеклассное чтение. В.Т.Шаламов.
Проблематика и поэтика «Колымских
рассказов»

79

Рассказ, чтение
фрагментов
Аналитическая
беседа,
комментированное
чтение
Лекция с элементами
беседы, чтение и
обсуждение
прочитанного

Современная
поэзия (обзор)
(2 ч.)
80

Н.М.Рубцов. Основные темы и мотивы лирики
и еѐ художественное своеобразие

81

И.А.Бродский. Проблемно-тематический
диапазон лирики поэта

Чтение и анализ поэм
и лирических
стихотворений
Чтение и анализ поэм
и лирических
стихотворений

Современная
русская
литература (9
ч.)
82-83
8485

«Деревенская» проза в современной
литературе.
В.Г.Распутин. Нравственные проблемы
произведений: «Последний срок», «Прощание
с Матѐрой», «Живи и помни»

Беседа по
произведениям
Сообщения,
аналитическая беседа

Б.Ш.Окуджава.
Военные мотивы в лирике поэта.
«Городская» проза в современной литературе.
Обзор темы.
Темы и проблем в современной драматургии.
Обзор темы.
А.В.Вампилов. «Утиная охота». Проблематика,
конфликт, система образов, композиция пьесы.
Внеклассное чтение. Из литературы народов
России. М.Карим. Жизнь и творчество. Обзор
темы.

Сообщения,
аналитическая беседа
Сообщения,
аналитическая беседа
Беседа по
произведениям
Беседа по
произведениям
Сообщения,
аналитическая беседа

91

Основные направления и тенденции развития
современной литературы.
Литература на современном этапе
Постмодернизм. Постреализм .

92

Проза реализма и «неореализма», поэзия,
литература Русского зарубежья последних лет,
возвращѐнная литература. Литература на
современном этапе

Сообщения,
аналитическая беседа,
беседа по
прочитанным
произведениям
Сообщения,
аналитическая беседа

86
87
88
89
90
Литература
конца XX –
начала века
(2 ч.)

Из зарубежной
литературы
(5 ч.)
93-94

95

Внеклассное чтение
Д.Б.Шоу. Духовно-нравственные проблемы
пьесы «Пигмалион»
Внеклассное чтение
Т.С.Элиот. «Любовная песнь
Дж.АльфредаПруфрока».
Многообразие мыслей и настроений
стихотворения. Средства создания
комического

Сообщения,
аналитическая беседа
Сообщения,
аналитическая беседа

96

97

98

99100
101102

Внеклассное чтение
Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его
романах. Обзор творчества Э.М.Хемингуэя
Внеклассное чтение
Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и
гуманизм повествования.
Обзор творчества Э.М.Ремарка.
Проблемы и уроки литературы 20 века

Уроки развития речи
Контрольное классное сочинение
«Нравственные уроки литературы 20 века».
Консультация по подготовке к экзаменам

Сообщения,
аналитическая беседа
Сообщения,
аналитическая беседа
Сообщения,
аналитическая беседа,
обсуждение проблем
и уроков литературы
20 века
Контрольное
сочинение
Беседа по вопросам и
произведениям,
ответы на вопросы
учеников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».