Курс МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ординская СОШ»
Приказ №258 от 28.08.2023г.

Рабочая программа курса
«Математическая грамотность»
для обучающихся 9 класса
17 часов

Орда, 2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математической грамотность»
составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287.
Программа реализуется в рамках занятий по формированию функциональной
грамотности плана внеурочной деятельности МБОУ «Ординская СОШ» на 2023-2024
учебный год.
Цель курса:
углубление знаний учащихся о различных методах решения задач и базовых
математических понятий, используемых при обосновании того или иного метода решения;
формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков
самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.
Задачи:
 формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;
 классификация способов решения нестандартных задач, углубление
теоретических основ школьной математики;
 интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,
характерных для математической деятельности и необходимых человеку для
полноценной жизни в обществе;
 воспитание личности в процессе освоения математики и математической
деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к
самоорганизации.
Социальной адаптации наших выпускников во многом способствует качественная
базовая математическая подготовка. Без нее невозможна постановка образования
современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения
смежных дисциплин. После школьной жизни реальной необходимостью в наши дни
становится непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной
подготовки, в том числе и математической.
Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с
непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг
школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
В отдельных случаях преподавание математики может рассматриваться как связующая
дисциплина общеобразовательных и профессиональных знаний. Особенно это верно при
формировании с помощью математики профессионального мышления. Такое
профессиональное мышление можно условно обозначить как социально-экономическое
мышление в зависимости профессиональной направленности студентов. Само
формирование мышления может происходить как непосредственно через прикладной
характер курса математики.
Практико-ориентированная деятельность — это деятельность, направленная на
осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у
учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач.
Для реализации целей по формированию математической грамотности необходимо
включать в учебный процесс задачи с практическим содержанием. Они активизируют
мыслительную деятельность, развивают интерес к математике. Именно поэтому при
изучении данного курса у девятиклассников повысится возможность намного полнее
удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании. Курс займѐт

значимое место в образовании старшеклассников, так как может научить их применять
свои умения в нестандартных ситуациях. С другой стороны, курс позволит выпускнику
основной школы приобрести необходимый и достаточный набор умений по решению
задач и лучше подготовиться к обучению в старших классах, где математика является
профилирующим предметом.
Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать
следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, приемы парной,
групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение
работать с математической литературой и выделять главное.
Формы подведения итогов реализации программы: успешная сдача экзамена за курс
основной школы.
Возрастная группа обучающихся: 15-16 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Учебным планом МБОУ «Ординская СОШ» на реализацию данной программы отводится
1 час в неделю во втором полугодии, 17 часов в год.

Содержание курса
Задачи практического назначения (3ч)
Геометрические преобразования для жилищных строений.
Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества
стройматериала).
Задачи о покупках.
Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления.
Проценты (2ч)
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Математические задачи на различные жизненные ситуации (3 ч)
Модели жизненных ситуаций математического содержания.
Задачи практико-ориентированного содержания.
Задачи на движение (2ч)
Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта.
Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта.
Решение задач на движение по воде.
Моделирование при решении задач на движение.
Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений (4ч)
Различные приѐмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
Графический способ решения задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование (3ч)
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности
к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Метапредметным результатом освоения программы является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
-Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных
математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать
способ решения;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Развитие умений применения приѐмов самоконтроля при решении учебных задач;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических
ситуациях;
-Развитие умений интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной или глобальной ситуации.
Предметные результаты освоения программы.
Учащиеся получат возможность:
- овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение
смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи,
применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический);
- владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об
основных геометрических объектах;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения
учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.

Учащиеся получат возможность:
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
различной сложности практических задач, в том числе с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов,
-самостоятельно действовать в ситуации неопределѐнности при решении актуальных
для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения
задачи с учѐтом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых
процессов и явлений;
- оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно
различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного
содержания.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6

7

Наименование раздела и темы

Задачи практического назначения
Проценты
Математические задачи на различные жизненные
ситуации
Задачи на движение
Решение задач с помощью
дробно рациональных уравнений
Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические фигуры
на клетчатой бумаге, конструирование

ИТОГО

Количество часов

3
2
3
2
4
3
17

Календарно-тематическое планирование курса
№
1.
2.

3.

Тема занятия
Геометрические
преобразования для
жилищных строений.
Задачи математического
содержания на товарноденежные отношения (расчет
количества стройматериала).
Задачи о покупках.

Колич
ество
часов
1

Основное содержание (основные понятия)
Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

1

Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

1

Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

Основные виды деятельности
учащихся

Оборудование для занятий

Выполнять задания, применяя знания
и способы действий в изменѐнных
условиях.
Выполнять задания, применяя знания
и способы действий в изменѐнных
условиях.

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

Выполнять задания, применяя знания
и способы действий в изменѐнных
условиях.
Выполнять задания, применяя знания
и способы действий в изменѐнных
условиях.
Выполнять задания, применяя знания
и способы действий в изменѐнных
условиях.
Выполнять задания, применяя знания
и способы действий в изменѐнных
условиях.
Умение планировать и осуществлять
деятельность, направленную на
решение задач исследовательского
характера

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

4.

Процентные вычисления в
жизненных ситуациях.

1

Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

5.

Процентные вычисления в
жизненных ситуациях.

1

Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

6.

Модели жизненных ситуаций
математического содержания.

1

Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

7.

Задачи практикоориентированного
содержания.

1

Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

8.

Задачи практикоориентированного
содержания.

1

Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

Умение планировать и осуществлять
деятельность, направленную на
решение задач исследовательского
характера

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

9.

Графическое решение задач
на движение пешеходов и
транспорта.

1

Нестандартные методы решения

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

10.

Табличное решение задач на
движение пешеходов и
транспорта.

1

Нестандартные методы решения

11.

Различные приѐмы при

1

Решение задач с помощью рациональных

Применять имеющиеся знания при
решении отдельных тем,
ориентироваться в заданиях части В,
работать с полным объемом теста.
Применять имеющиеся знания при
решении отдельных тем,
ориентироваться в заданиях части В,
работать с полным объемом теста.
Освоить методы решения всех типов

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации
Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации
Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации
Дидактический материал,

12.

13.

14.

15.

решении задач с помощью
дробно - рациональных
уравнений.
Различные приѐмы при
решении задач с помощью
дробно - рациональных
уравнений.
Различные приѐмы при
решении задач с помощью
дробно - рациональных
уравнений.
Различные приѐмы при
решении задач с помощью
дробно - рациональных
уравнений.
Геометрические задачи на
построение и на изучение
свойств фигур:
геометрические фигуры на
клетчатой бумаге,
конструирование.

и дробно-рациональных уравнений,
сводящихся к линейным

задач, разобраться в темах, где
возникли трудности

тесты, ИКТ-презентации

1

Решение задач с помощью рациональных
и дробно-рациональных уравнений,
сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов
задач, разобраться в темах, где
возникли трудности

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

1

Решение задач с помощью рациональных
и дробно-рациональных уравнений,
сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов
задач, разобраться в темах, где
возникли трудности

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

1

Решение задач с помощью рациональных
и дробно-рациональных уравнений,
сводящихся к линейным

Освоить методы решения всех типов
задач, разобраться в темах, где
возникли трудности

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

1

Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

Применять свойства геометрических
для обоснования вычислений;
Применять формулы для вычисления
геометрических величин;
Записывать полное решение задач,
приводя ссылки на используемые
свойства геометрических фигур.

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

16.

Геометрические задачи на
построение и на изучение
свойств фигур:
геометрические фигуры на
клетчатой бумаге,
конструирование.

1

Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

Применять свойства геометрических
для обоснования вычислений;
Применять формулы для вычисления
геометрических величин;
Записывать полное решение задач,
приводя ссылки на используемые
свойства геометрических фигур.

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации

17.

Геометрические задачи на
построение и на изучение
свойств фигур:
геометрические фигуры на
клетчатой бумаге,
конструирование.

1

Математическая обработка результатов,
решение практических задач.

Применять свойства геометрических
для обоснования вычислений;
Применять формулы для вычисления
геометрических величин;
Записывать полное решение задач,
приводя ссылки на используемые
свойства геометрических фигур.

Дидактический материал,
тесты, ИКТ-презентации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».