Рабочая программа курса внеурочной деятельности В МИРЕ ПРОФЕССИЙ 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Ординского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ординская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Ординская СОШ»
Приказ №258 от 28.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«В мире профессий»
10-11 класс

Орда, 2023 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире профессий» для
обучающихся 10-11 классов разработана на основе авторской программы «Моя будущая
профессия» К.Г.Кузнецова, М.А. Лебедева, Москва «Просвещение», 2021
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в
комбинированного взаимодействия;

условиях

реального,

виртуального

и

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.

Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.

Содержание курса
внеурочной деятельности «Мир профессий»
10 Класс ( 17 час)
1. Введение. (1 час)

Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.
Теоретические знания
Определение профессиональных интересов. (1 час)
Тестирование и анкетирование на выявление профессиональных приоритетов.
Выбор ЕГЭ и профессии.
Профессиональное образование и рынок труда. (1 час)
Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование. Профессия. Должность. Квалификация.
Специальность. Специализация. Компетенция. Компетентность. Профессии будущего.
Профессия и время. Исчезающие профессии.
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора
профессии.
Проблема готовности к профессии. (1 час)
Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремлённость в преодолении
жизненных трудностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Уточнение образа
наиболее привлекательной профессии.
Работа с дифференциально-диагностическим опросником. Составление схемы
«Оптимальный выбор профессии», обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе
профессии.
Профессиональный тип личности. Типология профессий. (1 час)
Мир профессий. (3 часа) Парад профессий.
Практика: знакомство с миром профессий. Просмотр открытых уроков «Проектория»
Технологии в производстве. (4 часа)
Технологии индустриального производства.
Технологии агропромышленного производства
.
Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности.
Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.
Профессиональная деятельность в социальной сфере.
Информационные технологии.
Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.
Технологии управленческой деятельности.
Матрица выбора профессий. (1 час)
Практическая работа с матрицей профессий.
Практикум. Определение профессиональных интересов. (1 час)
Тестирование с целью выявления профессиональных приоритетов.
"Диагностическо-дифференциального опросника Климова"

Практикум «Профориентационные игры». (2 часа)
Потребность и причины смены профессии. (1 час)
Отношение к деятельности, к людям, к самому себе. Занятость населения, безработица.
Построение личного профессионального плана.
11 класс ( 17 час)
Погружение в профессию. (1 час)
Теория. Рейтинг профессий в стране. Обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе
профессии.
Практика. ЕГЭ и Профессия.
Практикум. Абитуриент. Что должен знать абитуриент? (2 часа)
Практика. Знакомство с сайтами учебных заведений. Как подать документы онлайн. Рейтинг
специальностей и абитуриентов.
Практикум. Погружение в профессию. (3 часа)
Практика. Виртуальное посещение организаций населённого пункта предприятия частных и
индивидуальных предпринимателей и т.д.). Посещение организаций районного центра
(центр занятости населения, коммунальные службы, почта, мировой суд, Ростелеком,
подразделение МЧС, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.).
Встреча с представителями разных профессий. Посещение учебных профессиональных
заведений в Дни открытых дверей.
Где и как можно приобрести профессию. (1 час)
Теория Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального
образования. уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее,
послевузовское.
Профессиональное
образовательное
учреждение.
Система
профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы, курсовая
форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, институт, академия,
университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения
квалификации.
Практика . Источники информации о профессиональных учебных заведениях ( поиск в сети
интернет)
Рынок труда Белгородской области. (1 час)
Отбор информации о вакансиях рабочих мест города, региона, страны.
Что помогает нам познать мир. (3 часа)
Практика: экскурсия на предприятие, встреча с профессионалами своего дела.
Проектирование профессионального жизненного пути. Осознанный выбор. (2 часа)
Практикум. Ситуация выбора профессии, профессиональная пригодность: проектирование
профессионального жизненного пути; определять соответствие выбранной профессии
своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
Самопрезентация. (1 час)
Практикум . Правила составления резюме. Поиск вакансий. Собеседование с
работодателем. Соискатель – работодатель.
Виды деятельности. Деловая игра «Моделирование ситуации «Собеседование с
работодателем»».
Работа над творческим проектом «Мой выбор» (3 часа)

Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор».
Требования к оформлению проекта. Порядок проведения и защита проекта. Критерии
оценивания проект.
Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам
профессиональной деятельности;
Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной
деятельности
1 год обучения (10 класс)
№
п/п

Наименование разделов.
Темы разделов.

Все
го
час
ов

В том числе
теоре
тичес
кие
занят
ия

формы
работы

практ
формы
ическ
работы
ие
работ
ы
10 класс ( 17 часов)
Целевые ориентиры результатов воспитания
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

основные виды
внеурочной
деятельности

Планируемые
результаты
освоения
раздела (темы)

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний.

Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному
образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и
профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе.

1.

1.Введение.

1

2.

Определение
профессиональных
интересов.
Выбор ЕГЭ и профессии.

1

1

Беседа,
работа с
рабочей
тетрадью
Основные
подходы к
индивидуал
ьному
выбору
профессии.
определени
е понятия
«личный
профессион
альный
план»;
роль
профессион
ального
самоопреде
ления
в
жизни
человека.

личностные

1

Тестирование
анкетирование
выявление

и
на

Метапредметн
ые и
личностные

профессиональных
приоритетов.
Метапредметн
ые и
личностные

лекция
Начальное
профессион
альное
образовани
е. Среднее
профессион
альное
образовани
е. Высшее
профессион
альное
образовани
е.
Профессия.
Должность.
Квалифика
ция.
Специально
сть.
Специализа
ция.
Компетенц
ия.

3.

Профессиональное
образование и рынок
труда
Компетентность.
Профессии
будущего.
Профессия и время.
Исчезающие профессии
и востребованные .
Значение выбора
профессии для человека
и общества. Ситуация и
факторы выбора
профессии.

4.

Проблема готовности к
профессии
Творческое отношение к
собственной жизни.
Целеустремлённость в
преодолении жизненных
трудностей при
устройстве своей
профессиональной
судьбы. Уточнение
образа наиболее
привлекательной
профессии.

5.

Профессиональный тип
личности. Типология
профессий

1

1

тестиров
ание

6.

Мир профессий. Парад
профессий.

3

3

Просмот
р
открыты
х уроков
«Проект
ория»

7.

Технологии в
производстве.
Технологии
индустриального
производства.
Технологии
агропромышленного
производства
.
Профессиональная
деятельность в легкой и
пищевой
промышленности.

4

1

1

1

Составление схемы
«Оптимальный выбор
профессии», обзор
типичных ошибок,
совершаемых при
выборе профессии
Работа с
дифференциальнодиагностическим
опросником..

1

2

Опросник
«Определение типа
личности»
«Типология
профессий»
Практика: знакомство
с миром профессий .

Практика: знакомство
с миром профессий

2
Встречи,
экскурсии

Онлайн
экскурсии,
очные
экскурсии,
встречи с людьми
профессионалами в
своей сфере

Метапредметн
ые и
личностные

Метапредметн
ые

Профессиональная
деятельность в торговле
и общественном
питании.
Профессиональная
деятельность в
социальной сфере.
Информационные
технологии.
Предпринимательство
как сфера
профессиональной
деятельности.
Технологии
управленческой
деятельности.
8.

Матрица выбора
профессий.

1

1

9.

Практикум.
Определение
профессиональных
интересов.

1

1

10.

Практикум
«Профориентационные
игры»

1

1

11.

Потребность и
причины смены
профессии.
Отношение к
деятельности, к людям, к
самому себе. Занятость
населения, безработица.
Построение личного
профессионального
плана.

1

Потребность и
причины смены
профессии.
Отношение к
деятельности, к людям, к
самому себе. Занятость
населения, безработица.
Построение личного
профессионального
плана.

1

12.

Работа с
таблица
ми

Профор.
игры

1
Планиро
вание
будущей
професс
ии

1

Планиро
вание
будущей
професс
ии

Практическая работа
с матрицей
профессий.
Тестирование с целью
выявления
профессиональных
приоритетов.
"Диагностическодифференциального
опросника Климова"
«Примерка»
профессий в игре
Построение личного
профессионального
плана.

Построение личного
профессионального
плана.

личностные

2
№
п/п

Наименование разделов.
Темы разделов.

год обучения (11 класс)

Все
го
час
ов

В том числе

теор
формы
практ
формы
работы
работы
ети
ическ
ческ
ие
ие
работ
заня
ы
тия
11 класс( 17 часов)
Целевые ориентиры результатов воспитания
Трудовое воспитание

основные виды
внеурочной
деятельности

Планируемые
результаты
освоения
раздела (темы)

Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному
образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и
профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском
обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
1.

Погружение
профессию.

2.

Практикум
Абитуриент.
должен
абитуриент?

Что
знать

Практикум.
Погружение
профессию.

в

3.

в

1

1

личностные

Рейтинг
профессий
в стране.

2

2

Работа в
интернете

Знакомство
с Метапредметн
сайтами учебных ые и
заведений.
Как личностные
подать документы
онлайн. Рейтинг
специальностей и
абитуриентов.

3

3

экскурсии

Виртуальное
посещение
организаций
населённого пункта
предприятия
частных
и
индивидуальных
предпринимателей и
т.д.).
Посещение
организаций
районного
центра
(центр
занятости
населения,
коммунальные
службы,
почта,
мировой
суд,
Ростелеком,
подразделение
МЧС, предприятия
частных
и
индивидуальных
предпринимателей и
т.д.). Встреча с
представителями
разных профессий.
Посещение учебных
профессиональных

Метапредметн
ые и
личностные

заведений в Дни
открытых дверей.
4.

Где и как можно
приобрести профессию.

5.

Рынок труда
Белгородской области.

1

1

1

Профессио
нальное
образовани
е.
Государств
енный
стандарт
профессион
ального
образовани
я. уровни
профессион
ального
образовани
я:
начальное,
среднее,
высшее,
послевузов
ское.
Профессио
нальное
образовател
ьное
учреждение
. Система
профессион
альной
подготовки
кадров:
ученичеств
о,
профессион
альные
пробы,
курсовая
форма
подготовки
кадров,
училища,
техникумы,
лицеи,
ССУЗы,
институт,
академия,
университе
т,
аспирантур
а,
докторанту
ра,
ординатура
и
интернатур
а,
институты
повышения
квалификац
ии.

Источники
информации
о
профессиональных
учебных заведениях
(поиск
в
сети
интернет)

1

Встречи с
работника

Отбор информации
о вакансиях рабочих

6.

Что помогает нам
познать мир

3

7.

Проектирование
профессионального
жизненного пути.
Осознанный выбор

2

8.

Самопрезентация.

1

9.

Работа над творческим
проектом «Мой выбор»

3

1

1

Ситуация
выбора
профессии,
профессион
альная
пригодност
ь:
проектиров
ание
профессион
ального
жизненного
пути;

ми центра
занятости

мест города,
региона, страны.

3

экскурсия

экскурсия на
предприятие,
встреча с
профессионалами
своего дела.

Метапредметн
ые и
личностные

1

Анкетирование

Определение
соответствия
выбранной
профессии
своим
способностям,
личностным
особенностям
и
запросам
рынка
труда;

Метапредметн
ые и
личностные

1

Деловая
игра

Правила
составления
резюме. Поиск
вакансий.
Собеседование с
работодателем.
Соискатель –
работодатель.
Деловая игра
«Моделирование
ситуации
«Собеседование с
работодателем»».

2

проект

Цель и задачи
творческих
проектов «Мой
выбор».
Компоненты
проекта «Мой
выбор». Требования
к оформлению
проекта. Порядок
проведения и
защита проекта.
Критерии
оценивания проект.
Анализировать
профессиограммы,
информацию о
профессиях по
общим признакам
профессиональной
деятельности;
Пользоваться
сведениями о путях
получения
профессионального
образования

личностные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».