МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации Ординского муниципального округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ординская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Ординская СОШ» Приказ №258 от 28.08.2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «В мире профессий» 10-11 класс Орда, 2023 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире профессий» для обучающихся 10-11 классов разработана на основе авторской программы «Моя будущая профессия» К.Г.Кузнецова, М.А. Лебедева, Москва «Просвещение», 2021 Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; Метапредметные Регулятивные универсальные учебные действия -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в комбинированного взаимодействия; условиях реального, виртуального и - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир профессий» 10 Класс ( 17 час) 1. Введение. (1 час) Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. Теоретические знания Определение профессиональных интересов. (1 час) Тестирование и анкетирование на выявление профессиональных приоритетов. Выбор ЕГЭ и профессии. Профессиональное образование и рынок труда. (1 час) Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Профессия. Должность. Квалификация. Специальность. Специализация. Компетенция. Компетентность. Профессии будущего. Профессия и время. Исчезающие профессии. Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Проблема готовности к профессии. (1 час) Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремлённость в преодолении жизненных трудностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Уточнение образа наиболее привлекательной профессии. Работа с дифференциально-диагностическим опросником. Составление схемы «Оптимальный выбор профессии», обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. Профессиональный тип личности. Типология профессий. (1 час) Мир профессий. (3 часа) Парад профессий. Практика: знакомство с миром профессий. Просмотр открытых уроков «Проектория» Технологии в производстве. (4 часа) Технологии индустриального производства. Технологии агропромышленного производства . Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Информационные технологии. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. Технологии управленческой деятельности. Матрица выбора профессий. (1 час) Практическая работа с матрицей профессий. Практикум. Определение профессиональных интересов. (1 час) Тестирование с целью выявления профессиональных приоритетов. "Диагностическо-дифференциального опросника Климова" Практикум «Профориентационные игры». (2 часа) Потребность и причины смены профессии. (1 час) Отношение к деятельности, к людям, к самому себе. Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального плана. 11 класс ( 17 час) Погружение в профессию. (1 час) Теория. Рейтинг профессий в стране. Обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. Практика. ЕГЭ и Профессия. Практикум. Абитуриент. Что должен знать абитуриент? (2 часа) Практика. Знакомство с сайтами учебных заведений. Как подать документы онлайн. Рейтинг специальностей и абитуриентов. Практикум. Погружение в профессию. (3 часа) Практика. Виртуальное посещение организаций населённого пункта предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Посещение организаций районного центра (центр занятости населения, коммунальные службы, почта, мировой суд, Ростелеком, подразделение МЧС, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Встреча с представителями разных профессий. Посещение учебных профессиональных заведений в Дни открытых дверей. Где и как можно приобрести профессию. (1 час) Теория Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональное образовательное учреждение. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, институт, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Практика . Источники информации о профессиональных учебных заведениях ( поиск в сети интернет) Рынок труда Белгородской области. (1 час) Отбор информации о вакансиях рабочих мест города, региона, страны. Что помогает нам познать мир. (3 часа) Практика: экскурсия на предприятие, встреча с профессионалами своего дела. Проектирование профессионального жизненного пути. Осознанный выбор. (2 часа) Практикум. Ситуация выбора профессии, профессиональная пригодность: проектирование профессионального жизненного пути; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда; Самопрезентация. (1 час) Практикум . Правила составления резюме. Поиск вакансий. Собеседование с работодателем. Соискатель – работодатель. Виды деятельности. Деловая игра «Моделирование ситуации «Собеседование с работодателем»». Работа над творческим проектом «Мой выбор» (3 часа) Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения и защита проекта. Критерии оценивания проект. Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности 1 год обучения (10 класс) № п/п Наименование разделов. Темы разделов. Все го час ов В том числе теоре тичес кие занят ия формы работы практ формы ическ работы ие работ ы 10 класс ( 17 часов) Целевые ориентиры результатов воспитания Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. основные виды внеурочной деятельности Планируемые результаты освоения раздела (темы) Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. 1. 1.Введение. 1 2. Определение профессиональных интересов. Выбор ЕГЭ и профессии. 1 1 Беседа, работа с рабочей тетрадью Основные подходы к индивидуал ьному выбору профессии. определени е понятия «личный профессион альный план»; роль профессион ального самоопреде ления в жизни человека. личностные 1 Тестирование анкетирование выявление и на Метапредметн ые и личностные профессиональных приоритетов. Метапредметн ые и личностные лекция Начальное профессион альное образовани е. Среднее профессион альное образовани е. Высшее профессион альное образовани е. Профессия. Должность. Квалифика ция. Специально сть. Специализа ция. Компетенц ия. 3. Профессиональное образование и рынок труда Компетентность. Профессии будущего. Профессия и время. Исчезающие профессии и востребованные . Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. 4. Проблема готовности к профессии Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремлённость в преодолении жизненных трудностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Уточнение образа наиболее привлекательной профессии. 5. Профессиональный тип личности. Типология профессий 1 1 тестиров ание 6. Мир профессий. Парад профессий. 3 3 Просмот р открыты х уроков «Проект ория» 7. Технологии в производстве. Технологии индустриального производства. Технологии агропромышленного производства . Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности. 4 1 1 1 Составление схемы «Оптимальный выбор профессии», обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии Работа с дифференциальнодиагностическим опросником.. 1 2 Опросник «Определение типа личности» «Типология профессий» Практика: знакомство с миром профессий . Практика: знакомство с миром профессий 2 Встречи, экскурсии Онлайн экскурсии, очные экскурсии, встречи с людьми профессионалами в своей сфере Метапредметн ые и личностные Метапредметн ые Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Информационные технологии. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. Технологии управленческой деятельности. 8. Матрица выбора профессий. 1 1 9. Практикум. Определение профессиональных интересов. 1 1 10. Практикум «Профориентационные игры» 1 1 11. Потребность и причины смены профессии. Отношение к деятельности, к людям, к самому себе. Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального плана. 1 Потребность и причины смены профессии. Отношение к деятельности, к людям, к самому себе. Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального плана. 1 12. Работа с таблица ми Профор. игры 1 Планиро вание будущей професс ии 1 Планиро вание будущей професс ии Практическая работа с матрицей профессий. Тестирование с целью выявления профессиональных приоритетов. "Диагностическодифференциального опросника Климова" «Примерка» профессий в игре Построение личного профессионального плана. Построение личного профессионального плана. личностные 2 № п/п Наименование разделов. Темы разделов. год обучения (11 класс) Все го час ов В том числе теор формы практ формы работы работы ети ическ ческ ие ие работ заня ы тия 11 класс( 17 часов) Целевые ориентиры результатов воспитания Трудовое воспитание основные виды внеурочной деятельности Планируемые результаты освоения раздела (темы) Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. 1. Погружение профессию. 2. Практикум Абитуриент. должен абитуриент? Что знать Практикум. Погружение профессию. в 3. в 1 1 личностные Рейтинг профессий в стране. 2 2 Работа в интернете Знакомство с Метапредметн сайтами учебных ые и заведений. Как личностные подать документы онлайн. Рейтинг специальностей и абитуриентов. 3 3 экскурсии Виртуальное посещение организаций населённого пункта предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Посещение организаций районного центра (центр занятости населения, коммунальные службы, почта, мировой суд, Ростелеком, подразделение МЧС, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Встреча с представителями разных профессий. Посещение учебных профессиональных Метапредметн ые и личностные заведений в Дни открытых дверей. 4. Где и как можно приобрести профессию. 5. Рынок труда Белгородской области. 1 1 1 Профессио нальное образовани е. Государств енный стандарт профессион ального образовани я. уровни профессион ального образовани я: начальное, среднее, высшее, послевузов ское. Профессио нальное образовател ьное учреждение . Система профессион альной подготовки кадров: ученичеств о, профессион альные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, институт, академия, университе т, аспирантур а, докторанту ра, ординатура и интернатур а, институты повышения квалификац ии. Источники информации о профессиональных учебных заведениях (поиск в сети интернет) 1 Встречи с работника Отбор информации о вакансиях рабочих 6. Что помогает нам познать мир 3 7. Проектирование профессионального жизненного пути. Осознанный выбор 2 8. Самопрезентация. 1 9. Работа над творческим проектом «Мой выбор» 3 1 1 Ситуация выбора профессии, профессион альная пригодност ь: проектиров ание профессион ального жизненного пути; ми центра занятости мест города, региона, страны. 3 экскурсия экскурсия на предприятие, встреча с профессионалами своего дела. Метапредметн ые и личностные 1 Анкетирование Определение соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда; Метапредметн ые и личностные 1 Деловая игра Правила составления резюме. Поиск вакансий. Собеседование с работодателем. Соискатель – работодатель. Деловая игра «Моделирование ситуации «Собеседование с работодателем»». 2 проект Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения и защита проекта. Критерии оценивания проект. Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования личностные