19.09.2019
Методические рекомендации об использовании устройств
мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной
службой по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2019 г.
№№ МР 2.4.0150-19/01-230/13-01)
20 августа 2019
Методические рекомендации об
использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях
(далее - Методические рекомендации)
1. Общие положения
Целью настоящих Методических рекомендаций является
определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее -
образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью
профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности
образовательного процесса.
2. Международный опыт регламентации требований к
режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях
Анализ международного опыта показал, что ранний
возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное
время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики, что
проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью,
снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением
коммуникативных способностей, расстройством сна1.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от
использования электронных средств массовой информации вызывает у детей
состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских
ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в
образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не
использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде
ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции,
нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об
отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у
обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже
справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование
телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на
учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают
с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества
приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных
переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе
обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной
деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало,
что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает
успешность сдачи тестов на 6,4%.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде,
Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований
выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи
детьми, в том числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все
виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы2.
В Бельгии3 и
Великобритании4 вопрос
запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе
индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не
установлено.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными
телефонами в школах провинции Онтарио (Канада)5 и
в штате Новый Южный Уэльс (Австралия)6.
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012
года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде7.
3. Рекомендации по упорядочению использования
устройств мобильной связи в образовательных организациях
В целях минимизации вредного воздействия на детей
устройств мобильной связи органам государственной власти субъектов Российской
Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и
городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям
рекомендуется:
- рассмотреть вопрос об ограничении использования
мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за
исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию
здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также
педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения
вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной
связи;
- проводить регулярную информационно-просветительскую
и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций,
педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения квалификации с
привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными
представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия
электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о
возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при
неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном
процессе; включить в метапредметные результаты основных образовательных
программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил
безопасности в современной цифровой среде; разрабатывать памятки, инструкции,
иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения
использования устройств мобильной связи в образовательной организации для
педагогических работников, родителей и обучающихся;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение
процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в
образовательной организации;
- предусмотреть для всех участников образовательного
процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без
звука» при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением
использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
- информировать родителей и обучающихся об их
ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в
общеобразовательной организации;
- предусмотреть места хранения во время
образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии
такой возможности и необходимости);
- ограничить использование обучающимися устройств
мобильной связи во время учебного процесса;
- учитывать необходимость использования имеющихся
ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках
сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для
использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе
на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи
обучающихся;
- проводить мероприятия, направленные на воспитание
культуры использования устройств мобильной связи у всех участников
образовательного процесса, с использованием воспитательного потенциала
совместной работы (педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с
младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной
связи;
- обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации
родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной
ситуации;
- определить лиц, организующих выполнение мероприятий
с обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации
устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения
детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств
мобильной связи;
- использовать время перемен для общения, активного
отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической
потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при
необходимости - использование на переменах устройств мобильной связи по прямому
назначению (для звонка, смс-сообщения);
- осуществлять мониторинг и анализ работы
образовательных организаций по упорядочению использования участниками
образовательного процесса устройств мобильной связи с целью профилактики
неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности
образовательного процесса и воспитания;
- распространить Памятки для обучающихся, родителей и
педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и
обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 2).
Руководитель Федеральной службы |
А.Ю. Попова |
Руководитель Федеральной службы |
С.С. Кравцов |
Памятка для обучающихся, родителей и педагогических
работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей
эффектов от воздействия устройств мобильной связи
1. Исключение ношения устройств мобильной связи на
шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
2. Максимальное сокращение времени контакта с
устройствами мобильной связи.
3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от
головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
4. Максимальное ограничение звонков с устройств
мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус,
метро, поезд, автомобиль).
5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на
расстоянии более 2 метров от головы.
Рособрнадзор и Роспотребнадзор разработали
рекомендации по использованию устройств мобильной связи в школах.
Региональным и муниципальным властям в сфере
образования следует рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных
устройств связи в школах обучающимися, а также педагогами и родителями.
В метапредметные результаты основных образовательных
программ школ нужно включить вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению
правил безопасности в современной цифровой среде.
При входе в школу целесообразно переводить устройства
мобильной связи в режим без звука, в т. ч. с исключением использования
режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций.
При наличии возможности и необходимости рекомендуется
предусмотреть места хранения устройств мобильной связи во время
образовательного процесса.
Следует обеспечить согласование с родителями вопросов
коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости,
внештатной ситуации.
Время перемен рекомендуется использовать для общения,
активного отдыха обучающихся, восполнения их физиологической потребности в
двигательной активности. Устройства связи на переменах следует использовать при
необходимости по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения).
Вне школы на время сна рекомендуется размещать
устройства мобильной связи на расстоянии более 2 метров от головы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.09.2019
Дата обновления: 19.09.2019
Дата публикации: 19.09.2019